Молочную продукцию домашнего производства заменяет заводская

Молочную продукцию домашнего производства заменяет заводская

Уже почти второй год как в Грузии действует технический регламент о молоке и молочных продуктах, цель которого — определение общих принципов регуляции на этапах производства, переработки и дистрибуции молока, молочных и молокосодержащих продуктов. Однако, в Ниноцминдском муниципалитете об этом многие не знают и закон практически не действует.

Юхабер одна из немногих в Ниноцминде, кто дома готовит мацони и продает. Новая регуляция об упаковывании и этикетировании для неё станет камнем преткновения в этом деле. Она будет вынуждена упаковать свой продукт и указать на нём информацию о производителе, дату производства, ингредиенты, информацию о состоянии здоровья скота.

“Я покупала молоко и сама делала мацони, однако как узнала недавно, что нужно сделать этикетку, проводить стерилизацию, для этого нужны средства, а мне это не по карману, и я вынуждена больше не заниматься этим делом”.

Для семьи Юхабер домашнее молочное производство уже 10 лет стало дополнительным источником дохода. Муж и сын ездят на заработки в Россию, а она помогает как может. Молоко для приготовления мацони она покупает у соседей, так как для содержания скота у них нет место. Юхабер в неделю два раза заквашивает молоко по 20 стаканов каждый раз и сдаёт в магазины.

«Молоко я покупала за 0,80 лари. Из одного литра молока получается три стакана мацони в магазинах домашний мацони продается за 1 лари. Не плохая работа, но все-таки трудности есть, иногда не получается».

В последнее время продавцы магазинов затрудняются брать на продажу домашний мацони. От традиционного дела больших доходов не остается. Юхабер думает отказаться от своего занятия и найти работу продавца в каком-то магазине.

Новая регуляция предусматривает, что на этикетке продукта наименования «молоко», «сметана», «мацони», «творог», «масло» и др., значит, что продукция изготовлена исключительно на молоке. Если в состав молока и молочного продукта будут добавлены растительные жиры, на упаковке такого продукта должно быть написано «молокосодержащий продукт».

При изготовлении продукта в домашних условиях, должны быть соблюдены соответствующие сан-гигиенические нормы, что подразумевает выслеживание критически контрольных точек. Это в свою очередь значит, что информация, начиная с питания скота, заканчивая дистрибуцией, должна быть доступна. До этого технический регламент касался только больших предприятий.

В Ниноцминде дома на продажу в основном готовят мацони. Продукцию сдают в магазины. На улицах города молочные продукты не продавались никогда. Аграрного рынка и вовсе нет. Магазины проверяет национальное агентство продовольствия.

«Когда мы проверяем магазины, там не должно быть домашней продукции, которую производит фермер, такая продукция может быть на рынке, которую мы пока не контролируем. Если сдают такую продукцию, то на нем должна быть этикетка с информацией о производителе: где сделано и срок годности. Если отсутствует какая-то информация, то в этом случае будет оштрафован (производитель). Штрафы бывают разные. О том, что мы не можем проследить разные пункты кодекса, кто произвел эту продукцию, есть штрафы, связанные с нарушением этикетирования. Что касается Ниноцминды, в данном районе были оштрафованы магазины за наличие просроченных товаров, что касается штрафов за продажу домашней продукции, такого не было зафиксировано», – говорит представитель департамента продовольствия Национального Агентства Безопасности продовольствия в Самцхе-Джавахетском регионе Лия Бекаури.

Виктор Арзуманян один из тех, кто успел вовремя создать завод по производству кисломолочной продукции. В 2018 году начал производить нетрадиционные сыры: голландский, Гауда и кисломолочную продукцию из натурального молока. В цеху у Виктора по новым стандартам стерилизации и этикетирования производят сметану, мацони, творог, разные виды сыров, сливочное масло и йогурт.

Виктор одни из немногих, кто смог создать собственное дело, соответствующее регуляциям. Основная часть жителей не в силах открыть свое предприятие. Большинство населения муниципалитета предпочитают сдать молоко предпринимателям, хотя жалуются на предложенные цены.

«Цена на молоко очень дешевое  80 тетри  если было по дороже хотя бы лар или 1.20 то было выгодно» — говорит житель села Дилиф Аветик Мхитарян

»Молоко не имеет цену ели бутылка простой воды стоит 1 лари а молоко 80 тетри тогда о чем идет речь. За 80 что можно купить ничего хотя бы цена должно дойти до 1.50 – 2 лари хотя бы затраты должно покрывать 1 тюк сена 5 лари подсчитайте и посмотрите выгодно продавать за эту цену или нет»- говорит еще один житель из села Гандза Айк.

Для продажи молочной продукции на месте, необходимо иметь сертификат. При его наличии продукты можно вывозить за пределы государства.

Работник Самцхе-Джавахетского регионального управления Национального агентства продовольствия Лия Бекаури сказала, что для получения сертификата нужен ряд документов.

“В первую очередь производство должно быть зарегистрировано, как бизнес-оператор, наличие кода и этикетки. На этикетке должна быть информация о составе продукта, срок годности, в каких условиях хранился продукт”, – отметила Лия Бекаури.

Для продажи в магазинах и супермаркетах молока и молочных продуктов, мелкий производитель должен предоставить справку, что животное было исследовано на бруцеллёз и другие болезни. На этикетке должно быть написано имя фермера. А в случае более крупного производства, обязательно следовать регистрации бизнес-оператора, и проверка признания, после чего получают код, который должен быть нанесен на этикет.

Национальное Агентство Безопасности обязано информировать население о новых регуляциях. По словам представителя службы контроля, при вакцинации скота фермерам раздают буклеты и отвечают на все их вопросы. Тоже самое происходит при инспектировании и документальной проверке.

Уже четвертый год как в Грузии идёт процесс по развитию сельского хозяйства на законодательном уровне, однако как видно только регуляциями сферу не приподнять. Несмотря на то, что представитель агентства продовольствия говорит об активной информационной кампании, многие фермеры и индивидуальные предприниматели не в курсе изменений, а это замедляет процесс и делает его не совсем эффективным.