Скончался один из создателей тбилисского теле-радио центра

Скончался один из создателей тбилисского теле-радио центра

6 ноября умер Константин Захарович Кочуашвили – академик Международной академии телевидения и радио, член-корреспондент РАЕН, член Международного Общества инженеров кино и телевидения SMPTI, член-корреспондент Международной академии информатизации.

Публиковал статьи в журналах «Техника, Кино и Телевидение», «Радио», «625», «Broadcasting».

Всю жизнь Константин Захарович посвятил телевидению, но его работа всегда оставалась за кадром. Он внес огромный вклад в технологическое развитие телепроизводства и вещания.

Родился Константин Захарович 28 июля 1933 года в Тбилиси, в семье инженеров. И мать, и отец были инженеры по обработке древесины, они занимались производством мебели.

Поступать Кочуашвили планировал в МАИ, но оказался в Академии имени Жуковского, там была выше стипендия.

Когда перешел на второй курс Академии Жуковского в Москве, их вдруг всех собрали и говорят:
— «Сейчас вам зачитаем приказ о создании Радиолокационной академии».

Радиолокационных училищ тогда не существовало, а радиолокация, оказывается, была очень нужна. И чтобы это развить, создали такую академию в Минске. Набрали сразу несколько третьих курсов из других академий, которые существовали в стране.

Константин Кочуашвили

В феврале 1956 года Кочуашвили начал работу на Минском телецентре, а с 1957 года переведен на Тбилисский телецентр.

В 1959 г. Константин Захарович – начальник Тбилисского телецентра. В 1965 году Кочуашвили был назначен директором Дома радио и телевидения, а в 1968 году начальником технического управления Гостелерадио Грузии.

Он разработал технологию и возглавлял строительство и технологическое оснащение Дома радио и телевидения.

1976-1980 годы Константин Захарович – главный инженер Олимпийского телерадиокомплекса (ОТРК). Возглавлял строительство и разработал технологии по обеспечению телевизионных и радиопередач с XXII Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Из воспоминаний

В конце 1974 года Россия была признана олимпийской страной, было принято решение делать проект Олимпийского телецентра. Генрих Зигмундович Юшкявичюс –зам Председателя Гостелерадио СССР, зная, что я построил Тбилисский телецентр и у меня огромный опыт, начал меня посылать на Олимпийские Игры, в том числе в Америку.

Мы начали проектирование. Главный архитектор проекта —Л. Баталов, тот же человек, который проектировал Останкинский телецентр. Мы с ним спроектировали Олимпийский Телерадио комплекс (ОТРК), который позднее переименовали в АСК-3. Но вся беда в чем? Было принято решение, что к Олимпийским Играм строятся временные сооружения, которые потом сносятся. В том числе и Олимпийский телецентр. Мне надо было разместить радиостудии, телевизионные студии. Получив заявки от всех стран, я уже знал, кому что нужно. Три крупных компании — американская NBC, которая выиграла тендер из трех американских компаний — IBC, NBC, CBS. Потом Интервидение и СССР. Для них три большие студии около 100—120 квадратных метров. Остальные маленькие.

В итоге сделали полукруглое здание, как бы опоясывающее башню. Главный архитектор СССР Посохин говорит: «Останкинский район — это район прямоугольных зданий, это здание не может быть полукруглым, оно должно быть прямоугольным».

Мы сели и развернули его в обратную сторону. В одном крыле разместилось кинопроизводство, в другом проявочная часть, затем монтажная часть и редакция и, наконец, телевизионные студии. На самом верху расположились радиостудии. Для того, чтобы не ломать голову, в середине Баталов сделали лестницу, которая так и называлась Баталовская, а наверху сад. Вот и всё — временное сооружение. Мы уже практически начали строить. Директором строительства назначили Абрама Моисеевича Мельберга, а я стал главным инженером строительства. А что такое главный инженер? Это не значит, что я только студиями занимаюсь, я занимался и акустикой, и энергетикой, и водоснабжением.

В конечном итоге я еще и подземный переход придумал. Мы проложили кабели между двумя зданиями –телецентром и ОТРК, а все электростанции на другой стороне, и нам надо было оттуда получать тройное электропитание. Получился большой канал. Говорю: «Давайте перекроем и будет подземный переход». Согласились.

Источник: Работники TV