Президент Грузии объяснил, почему наложил вето на законопроект, связанный с «прослушкой»

Президент Грузии объяснил, почему наложил вето на законопроект, связанный с «прослушкой»

Президент Грузии Георгий Маргвелашвили разъяснил, почему принял решение наложить вето на законопроект о переносе задействования новых регуляций, связанных с тайным прослушиванием телефонных разговоров граждан страны.

Документ «О переносе даты принятия поправок в закон «Об электронных коммуникациях» поступил на подписание к президенту в ускоренном порядке, так как с 1 ноября согласно ранее принятому парламентом решению, должны вступить в силу поправки в закон «Об электронных коммуникациях», лишающие оперативно-технический департамент МВД Грузии права на осуществление тайного прослушивания, при том, что пока не разработан новый механизм. Согласно поправкам, в предусмотренных законом случаях, информацию правоохранительным органам должны предоставлять компании электронной коммуникации.

«Я родился в Советском союзе, где знал, что нас слушает КГБ – с этим мы выросли. Потом я жил в постсоветской Грузии, в которой символом усиления государства режим Саакашвили (экс-президент) выбрал незаконные прослушивания, потом мы все вместе вынесли приговор этому режиму… Мы должны перейти на современную демократическую форму функционирования спецслужб», — заявил Маргвелашвили на чрезвычайном брифинге.

Накануне, 30 октября, парламент Грузии принял законопроект «О переносе даты принятия поправок в закон «Об электронных коммуникациях», сохраняя тем самым у МВД имеющиеся права на прослушивание до 1 марта 2015 года — такое решение было принято из-за споров о том, у кого должен быть технический доступ к скрытому прослушиванию коммуникационной информации электронных коммуникационных компаний — т.н. ключ. Следует отметить, что 1 августа 2014 года в парламенте Грузии был принят закон (уже вступивший в силу), который предусматривал, что до 1 ноября высший законодательный орган страны должен утвердить новую норму о механизмах доступа к персональным данным.

«Я приветствую закон, который был принят в августе, хотя множество деталей не было урегулировано — наиважнейшие темы были отложены на сегодняшний день. С 1 ноября перенесли еще на какое-то время. К сожалению, эта тенденция не первая в нашем новом парламенте. Я считаю, что эта тенденция должна перейти в более разумный режим, и мы должны намного быстрее принимать законы, по которым есть полный консенсус в обществе и, я уверен, и в политической элите», — отметил Маргвелашвили.

По мнению президента, законы, связанные с демократией и защитой прав человека, должны быть приняты в кротчайшие сроки.

«Я призываю парламент как можно скорее принять этот закон и сделать главное – восстановить доверие между исполнительными структурами государства и обществом… Доверие должно восстановиться, и это доверие должны начать восстанавливать политики, соответственно, с этой аргументацией я накладываю вето на этот закон, и надеюсь, что парламент разделит мою позицию», — заключил президент.

Авторитетные грузинские НПО за то, чтобы «ключ» находился у мобильных операторов, при этом они не против задействования т.н. системы двух ключей: один – у МВД, второй – у мобильного оператора. В свою очередь МВД Грузии считает, что предоставление мобильным операторам прямого доступа к прослушиванию увеличит риск просачивания конфиденциальной информации и создаст препятствия оперативной работе правоохранительных органов,передает новости Грузии.