Духоборы без возможности получения высшего образования

Духоборы без возможности получения высшего образования

В белом доме с голубыми дверями и окнами, ивой и рябиной во дворе, живёт семья Кузнецовых. Именно по этим признакам можно распознать дома духоборов в селе Гореловка. Эта одна из восьми деревень Ниноцминдского муниципалитета, которая была основана в 1841 году Русскими-духоборами. Духоборы — это люди, которые отвергают религиозную символику и бога считают внутренним светом, существующим в каждом человеке. Во время переселения из России их было 5 000 человек. А теперь семья Кузнецовых одна из 50 оставшихся в Грузии. В 90-ых годах почти все уехали. Те, кто остались, сегодня стараются придерживаться традициям и отличаются стилем жизни. Это не мешает Ане Кузнецовой планировать своё будущее в Грузии и видеть себя частью этой страны.

https://c2.staticflickr.com/2/1885/44587680092_cb69d50353_c.jpg

Аня со своим отцом Вячеславом во дворе своего дома.

Аня закончила школу в 2017 году. Второй год старается поступить в университет, но грузинский язык — её слабое звено. Она говорит и читает на государственном языке, но этого недостаточно для написания эссе и получения проходного балла.

Уже пятое поколение Кузнецовых живёт в Грузии. Вячеславу Кузнецову — отцу Ани обидно, что на родине некоторые национальные меньшинства могут пользоваться программой 4+1, а некоторые нет. Говорит, что духоборы такие же граждане, как и все остальные и должны иметь право получать высшее образование. В семье Кузнецовых осознают проблему знания государственного языка, и стараются как могут его изучить, хотя, этого недостаточно для национальных экзаменов.

«У нас в селе все общаются на русском языке. Большинство грузинский не знают. Мы тоже в свое время не получили достаточные знания грузинского, так как школа была советская. Мы тоже граждане этого государства и хотим воспользоваться теми законами, которые для всех должны быть равны», — сказал Вячеслав.

Русская школа села Гореловке основаная на средства писателя Л. Н. Толстого в 1902 году .

За последние три года, среднее техническое образование из духоборской общины получил один, в городе Ахалцихе, а высшее образование за последние годы никто не получал. По программе 4+1 не предусмотрено сдавать экзамен на русском языке. В Министерстве Образования Науки, культуры и Спорта сначала нас переадресовали в Национальный Центр Экзаменов. Оттуда мы получили письменный ответ, что это не их компетенция и нужно обратиться опять в Министерство Образования.

В конце концов, на вопрос почему недоступно высшее образование для представителей общины духоборов, сотрудница департамента по связям общественности Натия Папава ответила: «Кого попросить это комментировать даже не знаю почему для духоборов недоступна программа 4+1, правда не могу в этом помочь».

На этот вопрос профессор Симон Джанашия, эксперт по образованию, объясняет межгосударственными отношениями, тем, что Грузия недовольна политикой, которую проводит Россия по отношению к ней.

Хотя, есть и другое объяснение: «Насколько я знаю, это программа составлена для этнических меньшинств армян и азербайджанцев, проживающих в Грузии. Вторая проблема политическая, нет большого сотрудничества между Грузией и Россией. И из-за этого было решено не поддерживать тех, кто учится в русскоязычных школах, что повлияло бы на их мотивацию, и чтобы они перешли в грузинские школы, или в те школы, где язык обучения не русский. В Грузии кроме русскоязычных есть и другие нацменьшинства, для которых тоже не предусмотрена данная программа. Конечно, можно было бы эту программу открыть и для них. Это подразумевает и организацию дополнительных ресурсов именно для этих нацменьшинств», — объяснил Симон Джанашия

Село Гореловка.

Отсутствие образованной молодежи среди духоборской общины, в дальнейшем приведёт к дефициту квалифицированных кадров в селе. По информации мэрии Ниноцминдского муниципалитета, в администрации муниципалитета в настоящее время нет ни одного представителя духоборской общины. За последние два года никто из этой общины не подавал заявления на вакантные места за неимением соответствующего образования.

Единственное место, где работают представители духоборской общины -школа. В русском секторе преподают 20 человек, но кроме одной учительницы, образование все получили при советской власти. Единственная молодая сотрудница школы обучилась в Армении. Она рассказала, что сдавала экзамены в Грузии, но знание грузинского подвело и баллов на поступление в университет не хватило, а в техникуме учиться не хотела. Поэтому пришлось учиться в Армении. Официальное интервью давать молодая учительница отказалась.

Что касается остальных представителей духоборской общины, основная часть занимается домашним хозяйством и работает у частных фермеров. Собственный бизнес в селе создать удалось лишь братьям Ослоповым. После распада СССР, специалисты мясо-молочных технологий открыли мини сырзавод. До того работали на заводе и набрались опыта. Говорят, что приходится трудно, делают грузинский сыр и сулугуни, но прибыли как таковой нет.

Братья Кузьма и Михаил Ослоповы в своем сырзаводе.

«Мы делаем сыр по старинке, по традиционной технологии, которую нам передали наши предки, ничего не меняем. Это часть нашей культуры, и ее необходимо сохранить. Раньше в нашей сыроварне работало более пяти человек, однако из-за того что молока стало меньше и открылись другие заводы, мы остались с братом. Для развития моего бизнеса огромную роль сыграло профессиональное образование, фундаментом всех дел служит образование“, — говорит Кузьма Ослопов.

Сейчас учат молодёжь сыроделию, хотя из-за низких доходов удержать на работе сложно.

Братья Ослоповы много лет назад учились в той же школе, где и Аня Кузнецова. Русская школа в Гореловке была основана в 1902 году на средства писателя Л. Н. Толстого. Сегодня там получают образование 40 учеников, из них двое закончат школу в 2018-2019 учебном году и встанут перед проблемой доступности высшего образования.