Почему президентские выборы в Грузии являются решающим моментом для Восточной Европы, задается вопросом американское издание Washington Post. Как пишет автор, во втором туре президентских выборов Грузия либо продемонстрирует, что уходит от переходной постсоветской демократии и заслуживает места в европейской семье, либо нанесет серьезный удар по собственному имиджу модернизирующейся демократии, вернувшись обратно в постсоветское заточение,передает sova.news.
«Главное, чтобы выборы были мирными, свободными и справедливыми и чтобы обе стороны согласились с их результатами, независимо от того, кто победит. В первом туре выборов 28 октября эмоции зашкаливали, политические дебаты часто превращались в обмен отвратительными оскорблениями. Тогда угроза насилия и волнений казалась близкой к реальности».
Автор отмечает, что Грузия уже является исключением на постсоветском пространстве. Она добилась гораздо больших успехов в области демократического институционального строительства, экономических реформ и борьбы с коррупцией, чем все другие бывшие советские республики (за исключением стран Балтии), а также внесла значительный вклад в миссию НАТО в Афганистане.
Но Грузия по-прежнему сталкивается с вызовами. СМИ стали полностью политизированными: крупные проправительственные и оппозиционные телеканалы открыто агитируют за своего кандидата, а самый богатый человек страны финансирует правящую политическую партию. Россия, которая оккупирует 20% территории Грузии, использует дезинформацию и кибератаки, чтобы повлиять на выборы.
«И если Грузия не сможет провести свободный и справедливый второй тур выборов, для скептиков во многих европейских столицах это будет подтверждением того, что страна не готова быть частью Запада».
По мнению автора, мирные выборы и их признание всеми участниками процесса критически важно как для самой Грузии, так и для Запада. «Если Грузии удастся стать стабильной демократией и растущей рыночной экономикой, это будет иметь серьезные последствия для Украины, Армении и других постсоветских государств, включая Россию», — пишет Washington Post.