Ранее в Краснодарском крае депутат городской Думы облил краской памятную доску национальному герою Армении Гарегину Нжде и требовал ее демонтажа
В Ереване облили красной краской памятник русскому поэту, драматургу и дипломату Александру Грибоедову. Об этом в соцсети Facebook вечером второго декабря первым сообщил Шаген Арутюнян, который и совершил акт вандализма. Это сын главы радикальной националистической партии «Цехакрон» Шанта Арутюняна.
Молодой человек написал, что таким образом он отомстил за памятную доску национальному герою Армении Гарегину Нжде, которую в российском городе Армавире закрасил депутат Алексей Виноградов. Позднее ее демонтировали.
К утру третьего декабря памятник Грибоедову уже отчистили. Однако действия активиста в армянском сегменте Facebook многие пользователи расценили как вандализм. Сам Арутюнян считает свой шаг «адекватным». А полиция готовит материалы по поводу осквернения памятника.
Официальную точку зрения в связи с инцидентом высказал пресс-секретарь премьер-министра Армении. Владимир Карапетян заявил:
«Вандализм не должен проявляться в армянском обществе… Мы осуждаем произошедшее».
Сначала Шаген Арутюнян опубликовал в соцсети фото оскверненного памятника и написал:
«Внимание! Только что я облил краской памятник послу Российской империи, писателю Грибоедову в ответ на окраску мемориальной доски Гарегину Нжде. Подробности позже в прямом эфире».
Чуть позже, во время прямого включения, он объяснил свой поступок подходом «око за око». Более того, он объявил, что не считает свои действия актом вандализма, назвал свой поступок «обдуманной акцией» и «адекватной» реакцией. К тому же, Шаген Арутюнян объяснил свой поступок бездействием со стороны властей.
В своем выступлении он разъяснил также, почему провел «акцию» именно в этот день:
«Я сделал это второго декабря – в день большевизации Армении и визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку».
Кстати, Шаген Арутюнян недавно был освобожден от должности помощника депутата от правящей фракции «Мой шаг» Ерджаника Акопяна.
13 ноября в армянских и российских медиа появилась информация о том, что депутат Армавирской городской думы Алексей Виноградов проник на территорию армянской церкви и закрасил черной краской памятную доску национальному герою Армении Гарегину Нжде.
Свои действия депутат объяснил тем, что 11 ноября истек двухнедельный срок, в течение которого краевые и местные власти, а также представители местного отделения «Союза армян России» якобы обещали демонтировать памятную доску Нжде.
Позже посольство Армении в России выступило с комментарием по этому поводу и выразило возмущение в связи с инцидентом.
«Действия депутата городской думы Армавира (Краснодарский край) А.Виноградова расцениваются нами как акт вандализма на территории храма Армянской Апостольской церкви (ААЦ) и проявлением самоуправства, что противоречит установленному законному порядку», — говорится в сообщении посольства в Facebook.
А 30 ноября доска была демонтирована.
Историю с демонтажом памятной доски Гарегина Нжде министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян назвал «странной»:
«Был комментарий местной общины о том, что демонтаж был сделан для восстановления. Мы нуждаемся в более полном объеме информации и сейчас с нашими коллегами работаем в этом направлении».
Министр также обратил внимание на тот факт, что инцидент произошел на территории церкви:
«Я должен быть осторожен в своих комментариях и, естественно, не хотел бы, чтобы этот вопрос перешел в сферу прав религиозных меньшинств. По этой причине мы нуждаемся в дополнительной информации и будем следить за ситуацией».
Гарегин Тер-Арутюнян, больше известный под псевдонимом Нжде (переводится как «скиталец») – армянский военный и государственный деятель, участвовал в национально-освободительном движении начала 20 века.
Он известен как основоположник концепции армянской националистической идеологии. Автор назвал ее цехакронизмом, объединив корни армянских слов «род» и «религия».
Нжде пропагандировал «родовой патриотизм», он считал его «естественной и логичной реакцией против чуждой среды, которая угрожает самому существованию рода».
В период Второй мировой войны, когда возникла опасность вторжения Турции в Советскую Армению, Нжде установил связи с нацистской Германией. Он встречался с рейхсминистром, главой министерства оккупированных восточных территорий Альфредом Розенбергом и предлагал свое участие в создании армянских частей в составе вермахта.
Впоследствии Нжде объяснял в письме Иосифу Сталину две причины сотрудничества с немцами. Он писал о своей антитурецкой позиции и желании спасти армян от судьбы евреев, о том, что не мог допустить вторжения на территорию Советской Армении и «геноцид со стороны Турции оставшейся части армянства».
Именно этот факт биографии Нжде все еще обсуждается и осуждается в России.
После развала Советского Союза в Армении были созданы партии, основной идеологией которых была концепция цехакронизма. Бывшая правящая Республиканская партия Армении также ее поддерживала.
Партия «Цехакрон», которую основал Шант Арутюнян, называется так же, как и концепция Гарегина Нжде.
Шант Арутюнян всегда придерживался радикальных взглядов и выступал оппозицией для всех предыдущих властей Армении.
В 2013 году он со своими единомышленники провел «парад анонимов» на площади Свободы в Ереване. Участники пытались провести так называемую «Революции ценностей», в результате которой произошли столкновения между выступающими и полицией.
Арутюнян и его единомышленники были арестованы и приговорены к тюремному заключению. По этому делу были осуждены 14 человек. В ноябре 2018 года Арутюнян был освобожден по амнистии.
Его сын Шаген Арутюнян, закрасивший памятник Грибоедову, также является активистом. Впервые он был арестован в 2013 году, когда ему было всего 14 лет.
К тому же младший Арутюнян носит имя своего деда, который в 1966 году в Советском Союзе основал подпольную Национальную объединенную партию. Он дважды оказывался в тюрьме за антисоветскую деятельность, затем был депортирован.
Инцидент с осквернением памятника стал темой номер один в армянском сегменте Facebook и Telegram.
Вот некоторые из комментариев:
«Действие активиста станет поводом очередных антиармянских материалов в российских медиа. Азербайджанский журналист спросит про это у Захаровой, которая скажет, что это «акт вандализма». А антиармянские российские эксперты начнут кампанию против Армении и новых властей страны. И это все из-за того, что лишившийся работы в парламенте Шаген Арутюнян очень сильно хотел попасть в информационное поле».
«Во всей этой истории есть один позитивный момент – негативная реакция общества, даже не очень позитивно настроенных к России и ее политике лиц, к этому глупому акту вандализма. А по вопросу Нжде надо работать комплексно с российскими медиа и властями».
«Во всей этой истории будет положительный момент, когда на это ничтожество заведут уголовное дело и осудят по соответствующей статье».
«Позор! Только вандализма в нашем обществе не хватало!»
«Всем критикам Шагена. Если российская диаспора ничего не делает с «главным армянином», если все армянство ничего не делает со сносом кладбища в Феодосии, если взрослые дяденьки и тетеньки молчат, если русские молчат, то действует «молодняк». Вините себя в первую очередь, а не молодого, в ком бурлит кровь от безысходности, куда вогнали его вы же».
«Обращаюсь ко всем армянам, кто сегодня Шагена Арутюняна называет вандалом или как-то иначе. Как вы оцениваете эти слова Грибоедова: «Что за подлое отродье эти армяне!»»
«Грибоедов известен высокомерным и презрительным отношением к региону, в котором работал, и его жителям. За что и поплатился. Чрезмерно, конечно. Достаточно было просто выпороть».
«Соловьев начал готовить срочный выпуск новостей, как в Армении армянобандеровцы распяли Грибоедова».
«Делать из парня, которому не приглянулся Грибоедов, мальчика для битья не имеет смысла. Предсказуемое действие – в связи с историей с Нжде. Грибоедов просто оказался «крайним» в ряду прочих символов».
Материал перепечатан с https://jam-news.net/