«Экономика на подъеме, несмотря на деструктивные действия оппозиции», – заявила сегодня глава Минэкономики Натия Турнава после заседания правительства. Однако после этого ей пришлось отвечать на вопросы о рекордном росте цен на продовольствие.
«Правительство делает все для развития экономики и успокоения инвесторов, и все попытки оппозиции тщетны», – заверила Турнава общественность,передает https://www.ekhokavkaza.com/
«Любая форма турбулентности, радикализации и деструктива наносит ущерб экономике, и наша цель, как ответственного правительства, не допустить того, чтобы грузинская экономика ощутила негативные последствия. Думаю, мы успешно справляемся с этими вызовами и даже пытаемся перевести все в позитив – например наши последние приватизационные инициативы. Несмотря на деструктивные действия безответственных политиков, у нас впечатляющая тенденция по туризму – 7%-ный рост за 11 месяцев. Обещаю, мы сохраним высокий экономический рост, несмотря на деструктивные попытки».
Действительно, по итогам 10 месяцев состояние экономики пока не внушают опасений – рост ВВП в сравнении с тем же отрезком прошлого года составил 5,1%, при этом в октябре – 5,7%. Другие макроэкономические показатели тоже в норме – экспорт за 10 месяцев в сравнении с аналогичным показателем прошлого года вырос на 10%, оборот предприятий в третьем квартале вырос до 29 миллиардов лари, что на 33% превосходит аналогичный показатель прошлого года. Объем производства увеличился на 19,8%, доходная часть госбюджета при этом выполнена на 99,5%.
Экономист, профессор Тбилисского госуниверситета Иосиф Арчвадзе считает, что общественный протест, без сомнения, оказывает негативное влияние на экономический фон, но говорить об односторонней вине митингующих неправильно:
«Да, акции протеста негативно влияют на инвестиции и бизнес-активность, однако, несмотря на оптимизм властей, их воздействие на экономику будет отражено не сразу, а спустя определенный период. И второе: недовольство людей обусловлено не только политикой, но и неудовлетворительным уровнем благосостояния, в том числе, двузначным ростом цен на продукты и товары первой необходимости. Все это копится и ведет к кумулятивному эффекту, каким бы ни был первоисточник недовольства. Власти должны и это учитывать».
У министра экономики свои объяснения по поводу рекордного за последние три года роста инфляции. Правительство и Нацбанк не пожалеют энергии для ее обуздания, клятвенно заверила Натия Турнава:
«Инфляция является главным вызовом экономической политики. Мы реалистически оцениваем ее последствия, знаем, насколько это тяжело для большей части населения. Соответственно, наша экономическая политика последнего времени полностью перестроена на совместное с Нацбанком преодоление инфляционных процессов. Иногда мы вынуждены идти на непопулярные шаги. При этом мы задействовали другие рычаги, стимулирующие экономический рост».
Действительно, уровень инфляции за последний месяц составил ровно семь процентов. Такого среднемесячного роста цен не фиксировалось с мая 2017 года. Однако, в отличие от того периода, в ноябре основная доля в формировании инфляции пришлась на продукты питания – 13,5%, в особенности подорожали фрукты (30%), овощи (16,2%), сыр и молочные продукты (15,4%), мясо (13,1%).
По мнению Иосифа Арчвадзе, особенно тревожным является тот факт, что инфляция обгоняет реальный рост доходов населения:
«Власти признают, что основным фактором разгона инфляции является обесценение национальной валюты, и, несмотря на запоздалые интервенции Нацбанка, рост цен не удалось обуздать. Сложилась ситуация, когда впервые за длительный период рост реальных доходов населения стал отставать от роста цен. К примеру, если руководствоваться усредненным коэффициентом, то сейчас на среднюю зарплату можно купить на 16 кг меньше мяса, чем несколько лет назад. Это очень серьезное отставание».
Как говорит экономический аналитик Георгий Папава, объективный анализ по соотношению экономического роста с темпами инфляции можно будет провести лишь по итоговым показаниям года. А на сегодняшний момент вырисовывается следующая картина:
«Самое трагичное в этой ситуации то, что все инструменты уже задействованы, а инфляция только разгоняется, так как всплеск протестного движения пришелся на середину ноября, а статистика по экономическому росту подведена лишь за октябрь. В этих условиях Нацбанк вынужден предпринимать меры по обузданию инфляции, например, увеличивать ставку рефинансирования, что ограничит экономический рост. Поэтому, думаю, постепенно эти показатели найдут новую точку равновесия».
В целом, по мнению экспертов, государство, в большей мере зависящее от импорта, нуждается в валютных поступлениях. Это в первую очередь привлечение инвестиций из-за рубежа, что является прямой прерогативой правительства. Согласно статистике, этот показатель на минимальной отметке за последние пять лет.