Коронавирус сразил рынок недвижимости Грузии – все операции по купле-продаже с введением чрезвычайного положения из-за вспышки COVID-19 прекращены.
Серьезный удар нанес коварный вирус и по строительной сфере, и несмотря на то, что компании продолжают строить, рынок недвижимости находится в кризисе, так как спроса на куплю или продажу больше не существует.
После введения чрезвычайного режима в Грузии продажи квартир упали почти на 38%.
Что ждет рынок недвижимости дальше – сказать трудно, не видать и перспективы, как можно исправить сложившуюся ситуацию. Не исключено, что провал продаж приведет к резкому снижению цен на недвижимость, но даже в этом случае квартиры и земли не будут проданы.
Согласно исследованию, проведенному Грузинской инвестиционной компанией Galt & Taggart, продажи на рынке недвижимости в первой половине марта продолжали расти, но после введения чрезвычайного положения начали резко падать.
«До введения чрезвычайного положения в марте 2020 года продажи недвижимости росли — в январе на 0,9% и феврале на 7,7%, В марте продажи квартир упали на 7,7%. Здесь следует отметить, что продажи продолжали расти в первой половине марта, но резко сократились во второй половине и снизились на 37,6%», — говорится в исследовании.
В исследовании также говорится, что в марте 2020 года продажи в окраинных районах столицы были более активными и составили половину от общего числа проданных объектов.
«На долю окраинных раонов (Глдани, Самгори, Исани, Диди Дигоми) в столице приходилось 49,9% от общего объема продаж. По нашим ожиданиям, правила ипотечного кредитования и снижение покупательной способности населения еще больше увеличат спрос на недвижимость на окраинах», — говорится в исследовании.
Таким образом, вся экономическая активность сейчас зависит от коронавируса и чем раньше он будет побежден, тем быстрее заработает рынок недвижимости.
Нынешняя ситуация на рынке недвижимости сложнее, чем это указано в исследовании Galt & Taggart, и исправить ее можно будет только в долгосрочной перспективе, а не вскоре после окончания пандемии, считает специалист по строительному праву Уча Закашвили.
«В опубликованных исследованиях говорится, что продажи квартир сократились на 37%, но, на мой взгляд, ситуация гораздо драматичнее. Известно, что на рынке проявляют активность как грузинские, так и иностранные граждане. Иностранцев, по сути, больше не существует из-за закрытых границ. Что касается наших граждан, то и здесь ситуация аналогичная. Это связано, конечно, с финансовыми проблемами», — сказал Закашвили газете «Резонанси».
По его словам, банковские регуляции, действующие до сих пор, в таких условиях будут имеют еще худшие последствия, поэтому «естественно строительный рынок получил большой удар».
«Мой личный прогноз таков, что даже после прохождения коронавируса очень трудно будет вернуть продажи квартир на ту же отметку, поскольку существует вероятность того, что рыночная стоимость будет переоценена. Спрос на дорогие проекты снизится. Спрос может все еще оставаться на окраинах на сравнительно недорогие площади, хотя сейчас и это маловероятно. Такая тенденция продлится неопределенный период исходя из существующего кризиса», — сказал Уча Закашвили.
Спрос на недвижимость в Грузии вырос — Нацбанк назвал причину >>
Другого мнения придерживается эксперт по вопросам строительства Гурам Палавандишвили. По его словам, бизнес недвижимости не сильно пострадал из-за коронавируса, и после окончания пандемии его можно будет скоро восстановить.
«Это не будет серьезным ударом. Конечно, снижение действительно есть, но, если бы оно произошло из-за какой-то глобальной проблемы, например, войны, у нас была бы другая ситуация. А в этих условиях серьезного влияния я не ожидаю. Просто эти 3-4 месяца затормозилось, и затем снова вернется на старый показатель», — сказал Палавандишвили газете «Резонанси».
Эксперт считает, что бизнес недвижимости воскреснет сразу же, как только все ограничения будут сняты.
«Цены могут даже немного вырасти, более актуальной, чем раньше, станет покупка сельскохозяйственных земель. Если этим направлением никто раньше не интересовался, то теперь возможно сельскохозяйственные земли подорожают даже на 20-30%», — сказал Палавандишвили.