Власти Аджарии отняли у фермеров земли, бизнес и дома

У живущего в селе Марадиди Али Дидманидзе [муниципалитет Хелвачаури, Аджария] государство «отжало» собственность. Построенный своими руками дом Дидманидзе экспроприировали.

Произошло все по требованию компании «Аджар энерджи 2007». Районный суд Хелвачаури желание энергокомпании удовлетворил 29 июля 2020 года.

Компания построила на реке Чорохи гидроэлектростанцию (ГЭС) «Кирнати». Работа станции подразумевает затопление близлежащих сельскохозяйственных угодий.

Али Дидманидзе заявляет, что был готов продать свою собственность за адекватную цену, но компания отказалась вести с ним переговоры.

Рассказ фермера Али Дидманидзе

Этот дом я построил в 1985 году. Европейского ремонта у меня нет, обустройство среднее. Есть еще около полгектара сельскохозяйственной земли. Один участок земли был зарегистрирован на имя моей жены Ирины. Когда компания начала строительство ГЭСа, я ее продал. Цена была меньше рыночной — 33,000 лари (около 10,000 долларов США).

Реальная стоимость той земли больше 17 тыс. долларов, но я все же согласился на предложенное — мы с женой болели и деньги были нужны на лечение.

Теперь компании понадобились мой дом и оставшаяся земля. Пришел их представитель, которому я назвал желаемую сумму. Отказали.

Скинул цену, и еще раз попытался договориться. Ничего не вышло. Компания заявляет, что за дом и землю заплатит менее ста тысяч долларов США. Абсурд, не соглашусь на это!

Далее позвали в министерство экономики Грузии, в Тбилиси. Я думал, им передали неправильную информацию… Решил, что пойду и расскажу, что да как. Во время разговора комиссия меня не выслушала. Говорили, что собираются дать право на экспроприацию. Зачем тогда меня вызывали? Только зря потратил деньги на дорогу…

Дело передали в суд. Суд даже не рассмотрел мои аргументы. Поначалу там с нами вроде положительно поговорили, но потом показали свое истинное лицо…

Всем вынесли приговор — экспроприация [земли и имущество отобрали у остальных сельчан, — ред.].

Экспроприация коснулась и Ахмеда Диасамидзе, жителя села Марадиди. Кроме капитального дома и сельскохозяйственной земли, он многие годы разводит и продает рыбу.

По его запросу, стоимость предприятия и собственности оценила Служба Аудита Грузии. С заключением в руках, он безрезультатно пытался договорится с энергокомпанией.

Сумму, в которую аудит оценил его бизнес и собственность, Диасамидзе не называет. Энергокомпания согласилась выплатить лишь ее половину. Он не согласился.

Владелец рыбного хозяйства

История рыборазводчика Ахмеда Диасамидзе

Можно понять государство, если бы мы наотрез отказались продавать наши земли. Мы были готовы к сделке, но компания отказывалась выплачивать предложенную сумму. Когда вызвали в минэкономики, я заявил, что готов к продаже за адекватную цену.

Когда речь пошла о деньгах, я пошел и собрал всю нужную документацию. Компания категорически отказалась признавать эти документы. Не идут они на переговоры с людьми…

— Мне 63 года. Дед, отец, теперь я… Моя семья живет здесь веками. Все что у меня есть — результат моей работы. Я ни у кого, ничего не забирал.

Помнится, как пострадал из-за ГЭСа Кирнати, когда в марте 2019 года в реке Чорохи неожиданно, по причине работы ГЭС, возрос уровень воды. 50 тысяч личинок ушло в реку. Я позвонил в 112 [номер горячей линии ЧС, — ред.], ввел в курс дела.

Собрал необходимые бумаги, обратился в суд. Прошел почти год, но судебный процесс до сих пор не назначили.

Разве суд за год не обязан решить, прав я или нет?

Дойду хоть до Страсбургского суда, даже если все потеряю. Не собираюсь просто так уступать свое имущество.

Могу понять государство в случае, если бы я отказывался продать землю. Понимаю — стратегический объект… Но я ведь готов продавать за адекватную цену, а государство все равно отбирает. Я ни с кем не сражаюсь, лишь защищаюсь.

«Отжим» бизнеса я пережил на себе. Они [власти] по телевизору выступают и твердят, что Миша [экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, — ред.] отжимал бизнес. А эти что делают?

Тот забирал незаконно, а эти приняли закон и теперь «отжимают» по закону. Какая для меня разница — законно или нет, результат-то один?

Мою собственность оценила служба Госаудита. Не на копейку больше не требую, но и на меньшее не соглашусь.

Что решил суд

Суд 29 июля удовлетворил ходатайство агентства — дал право на экспроприацию нескольких сельскохозяйственных угодий в селе Марадиди. В отличии от иска Диасамидзе, суд рассмотрел дело Дидманидзе и принял решение в пользу Национального агентства государственной собственности — немедленное исполнение.

На этом процессе ни у Али Дидманидзе, ни у Ахмеда Диасамидзе не было адвоката.

Они считают, что нанимать правозащитника бессмысленно:

«Знаете почему у нас не было адвоката? Не было смысла. Среди тех, кого коснулась экспроприация, у двоих был адвокат, но судья никого не слушал. Сейчас жду, когда мне передадут решение суда — собираюсь обжаловать», — говорит Али Дидманидзе.

Борьбу собирается продолжить и Ахмед Диасамидзе.

Редакция «Газеты Батумелеби» связалась с компанией «Аджар энерджи 2007». Неоднократные попытки получить внятный ответ компании, «почему же стороны не смогли прийти к согласию?», не дали результата.

Автор: Манана Квелиашвили, Источник: Газета Батумелеби


Это сокращенная версия публикации с сайта batumelebi.ge