Медиа обслуживание в Ниноцминде – Самый дорогой продукт в регионе

Мерия Ниноцминды тратит на медиа обслуживание гораздо больше, чем другие муниципалитеты в регионе. Деньги, которые за шесть лет составили 320 745 лари, ушли из Гос. Бюджета в телевидение, которое принадлежит заместителю председателя сакребуло Ниноцминды Константину Варданяну. После его назначения на должность телевидение «Парвана» от Мерии бесплатно, по условиям узурфрукта, получило 273 кв. метров офисной площади в центре города Ниноцминда. Организация Международная Прозрачность изучило документацию тендеров и обратилось в Антикоррупционное Агентство, призвав ведомство изучить тендерную документацию, чтобы выявить возможный учёт интересов в условиях тендеров и знаки коррупции. 

По данным организации, до назначения Варданяна на должность, в 2011-2013 годах телекомпания «Парвана» от Муниципальных организаций, по упрощенным закупкам получило всего  44 010 лари. С 2014 года по 2020 год, когда директор и учредитель «Парваны» в тоже время занимал должность заместителя председателя сакребуло,  телекомпания из Гос. Бюджета получила 320 745 лари, из них пять тендеров Мерии выиграла без конкурентно и заработало 250 000 лари.

Радио Нор сравнило эти данные с затратами соседних муниципалитетов на аналогичное обслуживание медиа. Оказалось, что за несколько лет, за одну и туже услугу медиа организации, Муниципалитет Ниноцминда платит гораздо больше, чем другие муниципалитеты, у которых и общий бюджет больше чем у Ниноцминда.

Как выяснили, Ниноцминдский муниципалитет, из своего бюджета, который в этом году составил 6 936 000 лари на СМИ выделил 86 698 лари из которых 60 000 лари уходит в бюджет телекомпании “Парвана”. Сумма, которая тратится на медиа за год, составляет 0,86% общего бюджета.

У Ахалкалакского муниципалитета в 2020 году бюджет на 9 645 500 лари откуда на медиа выделено 26 271 лари, то есть 0, 27% бюджета.

Бюджет Ахалцихе в 2020 году составил 16 000 000 лари, что почти полтора раза больше Ахалкалагского и почти два с половиной раза больше Ниноцминдского бюджета. Из них лишь 4700 лари выделено на медиа обслуживание, то есть  0,02%.

Получается, Мерия Ниноцминды тратит как минимум в три раза больше соседних муниципалитетов на медиа, имея бюджет меньше всех. Если за шесть лет из бюджета Ниноцминды на медиа ушло  320 745 лари, Ахалкалаки за тот-же период на тоже дело потратило почти в шесть раз меньше, 56 077 лари,  а Ахалцихе почти тринадцать с половиной раз менше, 23 775 лари чем Ниноцминда.  Стоит отметить, что в этих Муниципалитетах есть как местное телевидение, так и другие средства СМИ.

Мер Ниноцминды не видит проблему в том, что из Гос. Бюджета муниципалитета огромные деньги уходят на медиа обслуживание, а конкретно,  перечисляются на баланс телекомпании «Парвана». Анивард Мосоян не скрывает, что медиа организация заместителя председателя Сакребуло само предоставляет расчет, чем и руководствуется тендерная комиссия.  

«Сама компания предоставляет все то, что ей требуется для функционирования, что  необходимо для предоставления этих услуг. Эта документация отправляется в Сакребуло для рассмотрения. Это касается всех заведений, специальная комиссия рассматривает финансовые предложения той или иной компанией. То, что предложила телекомпания для своих услуг было рассмотрено и имеет вот такую картину. Если бы у муниципалитета не было возможности, не оплатили бы, так как других спонсоров нет».

Получается, за последние годи телекомпания «Парвана» существовала за счёт гос. Бюджета, получая деньги в не конкурентной среде. Тем Временем, Константин Варданян, учредитель телекомпании, как Гос. служащий скрывал в декларации, что он директор телекомпании.

«Здесь есть знаки коррупции, так как все тендеры без конкурента побеждает телекомпания Варданяна, можно сказать, что только для них объявляется тендер. Так как мэрия Ниноцминдского муниципалитета знает, что есть только одно телевидение и объявляет только для обслуживания телевидения. Не объявляет тендер, например для информационного обслуживания, в котором сможет принять участие любое желающее СМИ, которое сможет передавать информацию, то есть медиа, которые существуют в регионе. И исходя из этого, я думаю, это направление должны изучить соответствующие органы, чтобы выявить преступление. В случаи выявления преступления поступить в соответствии с законом. Здесь нарушение и то, что тендер выигрывает телекомпания Варданяна, но договор заключается от имени его жены. Выходит, что выигрывает один договор заключают с другим человеком».

Координатор Международной Прозрачности Грузии в Самцхе-Джавахети Тамар Учидзе говорит, что организация выявило не одно нарушение юридического характера, например то, что с 2013 года по 2020-ый Варданян занимал две должности, — был Гос. служащим и директором телекомпании, что противоречит закону, также, он не отметил в декларации какую сумму получает его компания и сколько было дохода. Главной проблемой Международная Прозрачность Грузии считает то, что за бесконкурентными тендерами стоит заместитель председателя Сакребуло и его семейное телевидение.

«Я думаю, что муниципалитет должен правильно сформулировать вопрос тендера.  выходит так, что муниципалитет объявляет тендер только для «Парвана», так как знает, что в муниципалитете только одно телевидение. Мы до сегодняшнего дня не потребовали от мэрии документацию, только просмотрели сайт государственных закупок. с 2011 по 2013 год “Парвана” получила пять тендеров Мерии и юридических лиц, всего на 54 100 лари. После того как директор становится заместителем председателя Сакребуло телевидение стало без конкурента выигрывать все тендеры, сумма которых очень большая по сравнению с тем, что получали до. Интерес “Парваны” получение суммы, а цель мэрии использовать телевидение для своего рабочего пиара».

После того, как Международная Прозрачность Грузии опубликовало дело Варданяна, Мерию Нинояминды посетил Государственный Аудит. Каковы будут результаты этого визита, пока неизвестно.  Зато, руководитель центра по обучению и мониторингу закупок Георгий Баджелидзе явно видит большой конфликт интересов. По его мнению, огромные суммы тратятся потому, что компания принадлежит заместителю председателя Сакребуло, или же его семье.

“Я посмотрел все тендеры, где участвовала эта телекомпания. Это очень плохие закупки и плохо, что участвует всегда одна компания. И это одна компания всегда предлагает ту же сумму что и указано в тендере.  Это значит, что она уверена на 100% что у него конкурентов не будет. Никакой экономии бюджета не идет и нет снижения цен, что очень плохо. И это не называется тендер, это называется прямо отдавать в руки одного, и никакой конкуренции там нет. И эти тендеры не отвечают никаким европейским нормам”.

Мер Ниноцминды не согласна с оценкой эксперта. Анивард Мосоян говорит, что никакого интереса по этому тендеру Мериа не имеет. Тендерная документация посылается в агентство Гос. закупок и муниципалитет не разу не получал от них замечания.

«Для объявления тендера существуют определенные правила, не может быть здесь заинтересованности. Тендерное предложение, которое предложил муниципалитет с самого начала было в пределах 40 000 лари. Мы знаем, что в муниципалитете существует разные средства массовой информации. Исходя из требования нашего муниципалитета, и у нас свое определенное требование и условие, которое требует от нас население и самое первое на что уделяется внимание при тендерном предложении, это вещание на приемлемом языке, то есть на армянском. И самое первое, что пишется в тендере, на каком языке будет вещание».

Стоит отметить, что в Ниноцминде все существующие медиа вещают на армянском языке, а если взять Джавахети, то число армяноязычных медиа увеличивается. Мериа ни с кем из них не сотрудничало, что и отмечено в материале Международной Прозрачности Грузии. Факт остаётся фактом: после назначения на должность Варданяна, доход телекомпании от Мерии и подчиняющихся ей некоммерческих юридических лиц существенно увеличилось, а тендеры приняли лицо упразднённых закупок:

  (NAT200001044SPA180009883SPA180000543;  SPA170002202SPA160000894;).

Почему Константин Варданян выигрывал тендер на предложенную сумму, он объясняет тем, что не было конкурентов. Получается, ему изначально было известно, что конкурентов нет, и Гос. служащий не старался принимать решения в пользу Гос. бюджета не предлагая даже символично уменьшенную сумму.

Каким образом территория в центре город была передана Варданяну безвозмездно, заместитель председателя Сакребуло  объясняет тем, что для получения лицензии цифрового вещания, теле-радио компании “Парвана” нужен был юридический адрес и организация обратилась в администрацию с просьбой, предоставить возможность узаконить юридический адрес. Но в ответ телекомпания получила 273 кв.м в центре города, и по этому «адресу» находится по сей день, то есть, в офисе, полученному, как сами утверждают по принципу узуфрукта на 10 лет (не имея право продать, передать по наследству или сдать в аренду).

Константин Варданян оштрафован за то, что не указал в декларации имущество (Телевидение «Парвана») и доход, который от него получает.    

«С момента перехода на государственную должность директором Парвана стала Альбина Варданян. Она была исполнительным директором, а я был учредителем этой компании. Тогда не нарушался закон, что оставался учредителем. И после публикации, когда обратились ко мне из декларационной службы и сказали, что должен полностью выйти из этой организации, так как закон поменялся и я перестал числится учредителем с марта 2020 года. В 2011 году теле радио компания получила субсидию 25 000 лари и договор был оформлен с Альбиной Варданян, как с индивидуальным предпринимателем. В то время моя организация “Парвана” не имело право заниматься коммерческой деятельностью. Поэтому супруга создала индивидуальное предпринимательство. Персонал, работающий в администрации, делал ошибки и вместо того, чтоб писать имя Альбина Варданян писали Константин Варданян. А из-за того, что Альбина Варданян не знает грузинский язык не обращала внимание на это и подписывалась»,- говорит Константин Варданян.

Теле-радио компания “Парвана” учреждена в январе 2001года.  Организация некоммерческая. Исполнительным директором на сегодняшний день является Альбина Варданян, а учредителями Гурген Карслян, Армен Дарбинян, Арменак Бдоян и Альбина Варданян. В теле радио компании “Парвана” работает 13 человек. В 2020 году телевидение в тендере выигрывала 60 000 лари. Вещание ведётся как в аналоговом, так и в цифровом формате. «Парвана» из Гос. бюджята получает в несколько раз больше дохода чем остальные СМИ в Самцхе-Джавахети за одну и туже услугу, что сложно объяснить. Каким будет вердикт Антикоррупционного агентства неизвестно. Радио НОР пыталось узнать как идёт следствие, но на наши звонки в ведомстве не ответили.