«Ковид будет с нами до 2022 года» — интервью с экспертом

Что ждет систему здравоохранения Грузии при больших случаях инфицирования коронавирусом? Какие проблемы существуют в общении власти и граждан? Какой изъян самый серьезный в системе? Что случится, когда появится вакцина от ковида и когда она дойдет до Грузии? Обо всех этих вопросах с Netgazeti своим мнением поделился в области здравоохранения Давит Гзиришвили.

В апреле этого года вы отметили, что после начального этапа распространения ковида на сцену выйдет клиническая часть системы здравоохранения. Эта фаза наступила. По вашей оценке, насколько эффективно было использовано время, которое у нас было до фиксирования более 500 случаев инфицирования за сутки?
— К сожалению, не могу сказать, насколько успешно Грузия использовала время. Помимо заявлений о готовности системы какие-то данные не были предоставлены.

Если понаблюдать, сначала говорили, что ресурс есть и система справляется, но в последние дни наблюдается риторика с долей страха.

Также, одно — практическая готовность системы, то есть сколько у нас коек, сколько палат и так далее, а второе — навыки [клинического сектора]. Судить, на каком уровне эти навыки пока рано — реальное распространение вируса и нагрузка на систему начинается только сейчас. Говорить, что мы были хорошо подготовлены исходя из сегодняшних итогов, будет неправильно. Это было бы самообманом и обманом общества.

Какие результаты покажут, что система справилась с нагрузкой?
— Прирост случаев инфицирования абсолютно естественен. Если сейчас речь идет о 500 случаях за сутки, приблизительно через 2-3 недели это число может достигнуть 1000 или более. Готовы ли мы к этому? Скорее всего, нет. Увы, мы не можем или не хотим это признавать, так как были абсолютно неверные, безответственные ожидания.

Мы повели себя безответственно, начиная с июня по август. И вот результат — в сентябре. Даже сегодня никто не взял ответственность за то, что сейчас происходит.

Ложные ожидания и их последствия в первую очередь лежит на плечах властей, которые не позаботились о правильном предоставлении информации обществу.

Например, пару дней назад премьер говорит, что надо немного потерпеть надев маски. На второй день выступает глава Национального центра ко контролю за заболеваниями Амиран Гамкрелидзе (NCDC) и заявляет, что как минимум до конца следующего года маску мы не снимем. Когда желаешь взаимопонимания с обществом, нельзя в течение суток говорить взаимоисключающие вещи.

Никто не объяснял, что надо не только носить маску, но и натянуть ее на нос и что будет, если так не делать. То, что говорит Амиран Гамкрелидзе — правильно, но это может быть непонятным для всего общества и надо по другому это завернуть и подать.

Грамотной коммуникации с обществом не было и в итоге оно поляризовано. Одни кричат: какой вирус, умираем с голода и не смейте вводить ограничения, вторые истерично требуют эти самые ограничения ввести. Голоса тех, кто посередине, не слышны.

С приближением выборов [31 октября] становится еще более важным, что подумает общество Грузии. Быть может, власть потому и воздерживается от принятия жестких мер? Как вы думаете, нужны ли новые меры или следует усилить контроль соблюдения существующих?
— Могу вспомнить прецеденты, когда перед выборами реже штрафовали за нарушение ПДД, чтобы не раздражать избирателя. Каков смысл знака запрета, если это — бутафория? Наша культура — неуважение правил. Для того чтобы в сутки было меньше 1000 случаев, всем надо правильно носить маску.

Думаю, что носить маску должно быть обязательно и на улице, и всюду, где большое скопление людей в маленьком пространстве, например, на автобусных остановках. Ограничительные меры должны быть последовательны и ясны, а у всех должно появиться чувство, что нам не до шуток.

Вы упомянули ложные ожидания. По самым оптимистичным прогнозам, вакцина была бы готова к осени. Теперь приходится все чаще слышать, что с ковидом придется сожительствовать дольше. По вашему прогнозу, сколько и как мы должны жить с вирусом?
— Массовой вакцинации в Грузии не будет до 2022 года. Немного доз вакцин может прибыть и до этого, в лучшем случае — к концу следующего года.

Но вакцину от ковида человеку надо делать дважды. Если завтра нам подарят шесть миллионов доз, кто-то представляет, какие ресурсы потребуется для того, чтобы все это сохранить и дважды привить три миллиона граждан?

Никто это серьезно не осмыслял. Все думают, что ученые изобретут вакцину и мы массово сделаем прививки. Этот процесс требует серьезной подготовки. Я не вижу, что кто-то хотя бы немного готовиться.

Второй вопрос — сколько человек сделают вакцину. Я не уверен, что в обществе есть доверие к вакцине от ковида.

Например, если 60 процентов сделают прививку, а 40 — нет, то вирус будет циркулировать. Поэтому, лучше, чтобы ожидания были более пессимистичными — в хорошем сценарии с вирусом мы будем жить до 2022 года, если не появятся какие-то средства для лечения.

2400 коек, примерно полмиллиона PCR тестов и до двух тысяч аппаратов ИВЛ — такова готовность сектора здравоохранения Грузии ко второй волне.
По словам министра здравоохранения, самый критический аспект — человеческий ресурс. Что вам говорят эти цифры?
— Если хотя бы одно звено в цепочке слабое, ни имеет значения, насколько сильны остальные. Самое слабое — профессионалы, дежурные врачи, медсестры, их число и навыки.

У меня также есть опасения, что из-за возросших случаев ковида мы потеряем другие медучреждения, помогающие людям, которым требовалась экстренная помощь.

К сожалению, низкий уровень образования в медучреждениях создает высокий риск того, что вирус «взорвется» в одной больнице, а за ней последует другая.

Как вы оцениваете протокол по управлению эпидемией? За последнее время он поменялся — бессимптомных контактов больных уже не тестируют, они просто должны изолироваться. Также, насколько эффективным вы считаете лечение дома или в «ковид-отелях»?
— [Лечение дома и в ковид-отелях] — вещь необходимая и неизбежная. Раньше все инфицированные лежали в больницах. Это иррационально, никакая система, ни в какой-либо стране подобного не выдержит.

В названом вами методе [лечения дома] ключевой фактор — семейный врач, который должен управлять состоянием пациента. У меня есть много причин быть скептично настроенным к навыкам семейного врача по управлению состоянием пациента. Большинство из них не имеет такого опыта и сомнительно, что двухнедельный тренинг наделил бы их этим навыком.

Может, выход в такой ситуации — массовая вакцинация от гриппа?
— Конечно, это бы в разы уменьшило нагрузку. Для меня было удивительно, что правительство сначала говорило о закупке лишь 130 тысяч вакцин. Потом они сказали, что закупят больше, но вакцинация должна проводиться в октябре, чтобы иммунитет успел созреть. Мы также не готовы к сезону гриппа. netgazeti.ge