На месте труднее чем в загранице – Как проживает “хопанчи” в Джавахети

36-летний Сергей Антаносян — один из многих в Ниноцминде, кто с 2014 до прошлого года для содержания семьи постоянно ездил на заработки в Россию, однако в этом году из-за COVID-19 и закрытия границ не смог поехать. А здесь приходится выживать.

По словам Сергея, из-за вируса остались в селе, закрылись границы. В селе очень много трудностей, занимаемся скотоводством и мелкими делами со стороны. По масштабам всего района была работа по стройке и по ремонту. Бывает, работу знакомым, родственникам выполняем бесплатно. На месте заработанными деньгами кое-как можно прожить. Зимний сезон начался, занимаемся только скотоводством. В прошлом году ездил на заработки в Россию, где в месяц зарабатывал от 900-1000 $. В этом году только доход от проданного молока, которое продаем по цене 1 лари за литр в сезон, что в день выходило приблизительно 30 лари. Что касается одноразовой помощи от государства в размере 300, то это тоже не смог получить, так как приехал в январе 2020, а субсидии по закону выдавали только тем, кто был за границей в 2019 году.

По данным национальной статистической службы Грузии САКСТАТ, чтобы прокормить семью и жить вдоволь порядка 3 000 трудоспособных жителей Джавахети как и Сергей Антаносян выезжали на заработки в РФ и в страны СНГ. Однако в 2020 году в связи с пандемией коронавируса, которая повлекла за собой закрытие границ, большинство из них ( порядка 2 000 граждан) не смогли выехать и остались на месте.

Уезжающих в Россию на заработки армяне называют “хопанчи”. Это слово возникло в советские годы, когда власти СССР решили расширить территории выращивания зерновых за счет осваивания целины (хопан по-армянски).

Такая же ситуация с безработицей наблюдается и в селе Тория Ниноцминдского муниципалитета. Практически один из семи человек выезжал на заработки. По словам жителей, в год в село поступало большое количество денег в общей сложности 500 000 $ США. Нужна хотя бы денежная компенсация со стороны государства, чтобы как-то выйти из этой ситуации,– говорят жители села Тория.

Напомним, что в связи с пандемией коронавируса правительство Грузии оказало финансовую помощь в размере 300 лари тем, кто в прошлом году находился за границей. Однако в новом пакете поддержки граждан и бизнеса в рамках четвертого этапа антикризисного плана правительства данная группа лиц не включена.

Будет ли в дальнейшем оказана помощь жителям, которые фактически потеряли источник дохода, об этом мы попытались узнать от депутата Ахалкалакско-Ниноцминдского мажоритарного округа Самвела Манукяна, однако так и не смогли связаться с ним.

Многие из тех, кто не смог поехать на заработки за границу в этом году наверное в первый раз за последнее десятилетие пошли на выборы. Как говорят они, в надежде на лучшее будущее участвовали на парламентских выборах.

«Я участвовал на выборах и сделал свой выбор. В настоящее время нет ощутимых изменений, однако есть надежда на лучшее. Есть надежда, что откроют границы, и мы снова поедем на заработки. Оставаясь на месте невозможно прожить, нет работы говорит», -38-летний Наапет Симонян.

Еще один житель Ниноцминды 56-летний Артюш Вартанян отмечает, что из кандидатов в депутаты никого близко не знал, кого порекомендовали, того и избрал. Помощь от новоизбранных депутатов будет та, чтобы они способствовали быстрому открытию границы с Арменией, откуда можно будет полететь в Россию. Если откроют границы, это будет хорошо и для Грузии.

А 32-летний Алик Тонаканян, несмотря на то что участвовал на выборах говорит что, от выборов и новоизбранных депутатов ничего не ожидаю, как было раньше, так и будет сейчас. До сегодняшнего дня ничего не изменилось, да и надежд нет на кардинальные изменения.

По мнению местного эксперта руководителя НПО “Здравое Общество Джавахети” Агасия Залаляна, в условиях пандемии коронавируса ожидать ощутимой поддержки со стороны правительства невозможно.

Желание помочь есть, но пандемия берет вверх. Наша НПО и НПО из Ахалкалаки и Квемо-Картли, а также НПО ГРАС из Тбилиси писали альтернативный доклад ООН о миграции и гражданстве. Мы провели исследование и выяснили, что в течение одного года только через один банк было перечислено 1000 000 долларов, а сколько привозилось наличными, это можно только представить. Все эти деньги тратилось на месте, поэтому социальный уровень этих семей, которые получали деньги из-за границы, был на высоком уровне. Сейчас этих финансов нет.

По словам эксперта, государство уже не в силах помочь. Сделало то, что смогло.

Наше государство не такое богатое, чтобы в месяц каждой семье выдавать 1000 лари. Условия пандемии диктуют свое, очень много финансов тратятся на здравоохранение, поэтому сказать, что государство может многое, невозможно.

Со стороны государства необходимо, чтобы была проведена реформа земли, которая позволит хотя бы развивать сельское хозяйство и возрастет самозанятость среди населения отмечает — Агаси Залалян.

Правительство Грузии может помочь жителям тем, что предоставит сельхозземли, чтобы жители смогли выращивать сельхозкультуры и получить какой-то доход. Как вы знаете, вопрос сельскохозяйственной земли в нашем муниципалитете актуален. Особенно в этом году было очень много словесных перепалок, связанные с тем, что у жителей была нужда прокормить свои семьи. И если будет распределение земли, это будет тот минимум, чем может помочь жителям государство. Работы нет, Грузия — маленькая страна, рабочих мест мало, если даже уволить всех, кто работает и нанять других, это не решит проблему, все равно люди останутся недовольны. Только распределение земли и самозанятости может облегчить ситуацию, говорит — Агаси Залалян.

Radio NOR · Руководитель НПО «Здравое общество Джавахети» Агаси Залалян

Все, кто постоянно ездил на заработки, надеются, что на следующий год коронавирус отступит, откроются границы, и они снова поедут на заработки, где их ждет нелегкая, но гарантированная работа.