Цена на хлеб: чем обернутся для Грузии новые российские пошлины

Что произошло

Россия планирует с 15 февраля по 30 июня 2021 года ввести квоту на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в объеме 17,5 млн тонн. Министерство сельского хозяйства РФ сообщило, что в рамках тарифной квоты с 15 марта также планируется повышение пошлины на пшеницу и другие виды зерна.

«В ходе прошедшего совещания в Минэкономразвитии был обсужден вопрос о повышении вывозных пошлин в рамках тарифной квоты на экспорт зерна. Минсельхозом России предложено: с 15 февраля 2021 года внутриквотные ставки оставить без изменений: на пшеницу в размере 25 евро за тонну, на рожь, ячмень, кукурузу – 0%; с 15 марта 2021 года установить экспортную пошлину на пшеницу в размере 45 евро за тонну, кукурузу – 25 евро за тонну, ячмень – 10 евро за тонну, рожь – 0%», — приводит заявление ТАСС.

Почему это важно

Более 90% импортируемой в Грузию пшеницы поступает из России. По объему поставок она уступает только бензину. В 2019 году Тбилиси купил у Москвы пшеницу на общую стоимость свыше 90 млн долларов. Что важно – на долю российской пшеницы приходится до 70% всего потребления продуктов питания. Впрочем, по сравнению с 2015 годом, когда ее доля достигала 82%, наблюдается тенденция к снижению.

В первом квартале 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт пшеницы из России с 72 тысяч тонн увеличился до 87 тысяч тонн. В аналогичный период 100% всей импортируемой в Грузию пшеницы была российской.

Весной 2020 года неправительственная организация Transparency International – Georgia предупреждала: настолько высокая зависимость Грузии от российской пшеницы носит определенные риски, поскольку по политическим или другим причинам, упразднение поставок может привести к росту цен на хлеб.

Transparency: как ослабить зависимость экономики Грузии от России

Мнение экспертов

Увеличение пошлин на российскую пшеницу неизбежно приведет к росту цен на муку и, соответственно, на хлеб, считают эксперты. Экономист Акакий Цомая отмечает: на этот процесс может повлиять целый ряд факторов, поэтому все они должны быть проанализированы. Впрочем, правительство вряд ли сможет предпринять какие-то действенные меры.

«Результат будет таким: на грузинском рынке подорожают импортируемые из России зерновые. Делать здесь прогнозы невозможно. Надо понимать, какое количество зерновых поступает с российского рынка, возможна ли их замена зерновыми из какой-либо другой страны, обойдется ли поставка зерновых из других стран дешевле».

В свою очередь экономист Звиад Когуашвили настроен более оптимистично. Он считает, что резких изменений ждать не стоит. А если хлеб в Грузии действительно подорожает, то и из этого можно будет извлечь выгоду.

«В краткосрочной перспективе, возможно, это вызовет рост цен, но в долгосрочном плане это подтолкнет Грузию к диверсификации рынка, и в конечном счете цена вновь стабилизируется и снизится, когда начнутся поставки из других стран».

По словам Когуашвили, есть много примеров того, как грузинский рынок реагировал на изменения в экономических отношениях с Россией – ему приходилось диверсифицироваться. Положительным фактором является и то, что в нынешней ситуации можно подготовиться к переменам на рынке пшеницы.

«Если Грузия и ее рынок ожидают этого, краткосрочный эффект окажется еще более скромным, поскольку импортеры и бизнесмены уже начали поиски новых поставщиков. В то же время мы должны понимать, что разные страны, к примеру, США, помогают нам пшеницей и другими продуктами. Поэтому реального воздействия на цену [на хлеб] не будет».

Что касается роли правительства Грузии, по мнению Когуашвили, сейчас оно должно максимально направить свои усилия на поиски новых партнеров, использовать Соглашение о свободной торговле с ЕС и заключить похожие соглашения с другими странами.