Международный уголовный суд и «Грузинское дело»

МУС предпринимает отчаянные попыткипродемонстрировать свою безусловную значимость и необходимость для мира, поэтому в 2016 г. прокурор Ф. Бенснуда заявляет о намерении взяться за «грузинское дело».

Но отвечает ли это интересам Грузии? На первый взгляд, по материалам МУС, аргументирующих важность проведения расследования событий далекого 2008 г. (цель которых- восстановление Грузией территориальной целостности) озвучивается именно прогрузинская версия. В материалах дополнительно указывается, что и югоосетинская сторона вероятно имела отношение к нападению на миротворцев. Акцент на наличии фактов, демонстрирующихцеленаправленное выселение сепаратистами грузинского населения; на мародерстве с их стороны; на отсутствии желательных мер у российских военнослужащих по пресечению преступлений осетин. Лишь изредка и неполноценно упоминаются военные преступления грузин.

Однако, ситуация имеет такой лицеприятный вид лишь на первый взгляд, поверхностный и не утружденный глубоким анализом.

В реальности, Грузии это дело-совершенно невыгодно. Оставим за скобками тот факт, что в официальных документах МУС отдельно обозначена незаинтересованность данной организации признать Южной Осетии суверенной(другими словами, МУС вполне допускает признание независимости сепаратистов). При сложившейся ситуации, данный момент тоже должен был вызвать состояние дискомфорта у грузинского руководства.

Основная суть. Наступает очевидность того, что Ф. Бенснуде, не заняв формально прогрузинскую позицию, не удалось бы уговорить Тбилиси подать документы для начала следственных действий, столь необходимых МУС, имея цель сепарироваться от «африканской темы».

Вместе с тем упомянутые, пусть и несколько вскользь, «военные преступления грузин» должны быть рассмотрены Международным уголовным судом полноценно. Интересен и тот момент, что Россия не обязана сотрудничать с МУС (Россия не ратифицировала «Римский статут»), сепаратисты в Южной Осетии (они не признаны, поэтому нет необходимости учитывать их голоса) – не обязаны, а Грузия — обязана, и насколько известно, все материалы, которые были следователям интересны, грузинская сторона добросовестно им передала.

О чем это свидетельствует? Даже если МУС признает геноцид грузин и притеснениегрузинского населения, применение запрещенного оружия и т.п. со стороны России и подконтрольных ей сепаратистов, то последствий для России и Южной Осетии фактически никаких не последует — юрисдикция МУС на них не распространяется. Ни Россия, ни Южная Осетия никого на суд не предоставят. В таком случае, каких действий ожидать от МУС? Санкций, например? Есть еще вариант заморозить активы некоторых российских и югоосетинских представителей, хранящих их на Западе. Чем грозят такие шаги России и ЮжнойОсетии? Падением имиджа? Казалось бы, людей этим уже не удивить, а на фоне остальных громких скандалов, эти «потери» останутся незамеченными.

Более того, с подачи США еще в 2002 г. через Совет Безопасности ООН проведена резолюция (1422), обеспечивающая защиту от юрисдикции МУС странам, не являющимися участниками данной организации. Как следствие, нет речи о восстановлении реальной справедливости, равно как и о территориальной целостности Грузии. Процесс примирения грузин и осетин – тоже не разовьется, разве что наоборот, эта тема может «подогреть» межэтническую напряженность, градус которой сумел снизиться. Таким образом, с точки зрения пользы для Грузии — это дело бесперспективно и неэффективно.

А что на счет вреда? В отличие от России и Южной Осетии Грузия, признающая «Римский статут» обязана будет выдать своих военнослужащих на судилище.

Существуют надежды, что МУС возложит ответственность на М.Сакаашвили. Но у него,вполне вероятно, найдутся как средства на адвокатов, которые докажут, что «он ничего не знал», так и «крыша» со стороны американцев, с которыми МУС, как показывается практика, связываться боится и не хочет. К сожалению, у обычных грузин нет ни первого, ни второго. Наказание они должны будут нести реальное и неизбежное.

И постулируется, что на фоне антироссийской риторики, в результате следствия, существеннуюответственность возложат на плечи обычных граждан Грузии, защищавших свое Отечество, проявивших свою активную гражданскую позицию и личный долг.

Сомнительно, что найдется достаточное количество граждан-патриотов, страстно желающих защитить целостность и независимость своей страны, если изначально руководство, не подготовившись должным образом, бросает своих военных в бой, а потом их же отдают на суд в Гааге, как «разменную монету», чтобы удовлетворить назревшие потребности и дать самоутвердиться сомнительной организации.