Часть молочных фермеров либо полностью закрывает фермы, либо сокращает поголовье крупного рогатого скота и, следовательно, производство молока до минимума.
Владельцы молочных ферм утверждают, что причиной закрытия является рост производственных затрат и доминирование на грузинском рынке натурального заменителя сырого молока — сухого молока.
По их словам, на рынке выросли цены на молочнокислые продукты [мацони, сметана, творог], но цена сырого молока осталась прежней.
«Спрос на сырое молоко со стороны молочных компаний снизился, потому что у нас не большой рынок сбыта. Фактически поощряется употребление сухого молока. Рассматривается ряд мер по стимулированию потребления сырого молока», — сказала глава некоммерческой организации «Будующее фермеров» Русудан Гигашвили.
По ее словам, одним из способов продвижения отрасли могут стать госзакупки.
«Например, детские сады. Зачем им покупать сухое молоко ?! В настоящее время все молоко, поставляемое в детские сады Тбилиси, производится из порошка, в то время как в Америке, например, поощряется и субсидируется получение детьми одного стакана сырого молока в день, как рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения и педиатрическими ассоциациями.
По крайней мере, можно было сделать так, если не армии и полиции, то детям дети по-прежнему выдавали сырое местное молоко.
Таким образом мы поддержим правильное питание детей и сохраним эту отрасль», — сказала Русудан Гигашвили Netgazeti.
Государственные чиновники апеллируют к тому, что субсидии больше не могут примениться в рыночной экономике, хотя в действительности возможна иная поддержка этого сектора.
«Если мы говорим, что мы не Советский Союз, и отказываемся от субсидий, то мы должны отказаться от субсидирования всех отраслей, включая виноградники. Фермеры, занимающиеся производством молока, считают, что другие отрасли в этой стране, не имеющие жизненно важного значения для продовольственной безопасности, ценятся больше, чем их бизнес»
«Производство молока — это чувствительная сфера во всех странах. Такая практика существует в странах Европы и Америки, где удалось сохранить сырое молоко», — сказала Русудан Гигашвили.
По ее словам, важен и вопрос о снижении налога на добавочную стоимость.
Netgazeti обратилась к Министерству окружающей среды и сельского хозяйства с вопросом о том, планируется ли выделении субсидий на корм для скота или стимулировать потребление молока. Как сказано в сообщении ведомства, на данном этапе субсидирование производства сырого молока ни по одному из направлений не планируется.
Мы также спросили Министерство сельского хозяйства о закупке сухого молока или программе субсидирования компаний. Нам устно подтвердили, что на фоне пандемии коронавируса действительно была «единовременная покупка сухого молока, предоставленного компаниям».
Издание Netgazeti поинтересовалось принципом отбора компаний, которым выдавалось сухое молоко, а также количеством продуктов, которые они получали. По получении этой информации, а также после получения ответа Минфина о том, планируется ли освобождать молоко от налога на добавочную стоимость материал будет обновлен.
По предварительным данным Национального бюро статистики Грузии, в 2020 году в Грузии было произведено 572,5 миллиона молока, однако по информации, размещенной на сайте Геостат, невозможно определить, какая часть этого молока составляла индустриальное молоко, то есть продукты, произведенные в крупных хозяйствах и в небольших домашних хозяйствах.
Материал Netgazeti