Закроют или преобразуют – что ждет детский пансион Ниноцминда?

Детский пансион в городе Ниноцминда, находящийся под управлением Грузинской православной церкви, должен быть закрыт, как и все другие крупные интернатные учреждения страны. Об этом было заявлено по итогам встречи, состоявшейся сегодня в патриархии Грузии.

Вокруг школы-интерната в Ниноцминда уже несколько недель не утихают скандалы. СМИ и Народный защитник Грузии подозревают, что воспитанники учреждения подвергаются жестокому обращению.

Сегодня сложившуюся ситуацию обсудили члены Священного Синода ГПЦ, посол ЕС в Грузии Карл Харцель, представители Минздрава, правозащитники и сотрудники международных организаций по защите прав детей.

«До 1 апреля 2022 года в силу вступят те пункты Закона о лицензировании, которые подразумевают закрытие крупных институций. Выходит, что необходимости в пансионе не будет… Автоматически произойдет закрытие пансиона и создание альтернативного сервиса в виде сервиса небольшого семейного типа», — сказала после встречи заместитель министра здравоохранения Тамар Баркалая.

По ее словам, в настоящее время в школе-интернате Ниноцминда сейчас остаются 23 воспитанника. Несовершеннолетние находятся под присмотром социальных работников. Поэтапно для всех несовершеннолетних определят альтернативную форму опеки, после чего их заберут из пансиона. Рассматриваются, как правило, два варианта – перевод в детский дом семейного типа или же возвращение ребенка в его семью.

«Мы все согласились с тем, что крупные учреждения больше не являются приоритетом для страны и их нельзя поощрять. Поэтому мы продолжим работать вместе в аналогичном формате — как в Ниноцминда, так и в других местах, чтобы поощрять оценку детей в крупных учреждениях, определять их интересы и интегрировать их в семьи», — сказала Баркалая.

В патриархии Грузии настаивают на том, что о закрытии пансиона как таковом речи не идет. По словам священнослужителей, участники встречи согласились с тем, что детский дом Ниноцминда должен быть адаптирован к современным стандартам.

«Мы пришли к единому мнению, что все вопросы должны решаться в интересах детей. Мы хотим подчеркнуть, что важно не преувеличивать какие-либо проблемы, любые нарушения, с которыми мы можем столкнуться, в том числе, в случае детского дома. Мы не говорим о закрытии пансионата, речь идет о том, чтобы со временем достичь международных стандартов», — сказал глава отдела по связям с общественностью патриархии Андрия Джагмаидзе.

Несмотря на то, что формулировки представителей патриархии и Минздрава отличаются, посол ЕС в Грузии считает, что сегодняшняя встреча была «очень хороший шагом к единству сторон». Одновременно Харцель подчеркивает, что проблема детских домов «глубже, чем просто случай в Ниноцминда».

«Мы все обсудили вопросы опеки над детьми. Конечно, главной темой встречи были текущие события в Ниноцминда. У каждой из сторон был четкий ответ, что прогресс необходим, и самое важное – это интересы детей, которые все еще там живут, а тем, кто покинул его необходима финансовая и психологическая помощь. Мы также обсудили более широкий стратегический подход, поскольку проблема шире, чем просто случай в Ниноцминда», — сказал Харцель.

Тбилисский городской суд на прошлой неделе удовлетворил исковые требования НПО «Партнерство за права человека» (PHR), поручив соответствующим государственным ведомствам немедленно начать перевод детей из пансиона в Ниноцминда, исходя из возможных рисков для жизни и здоровья несовершеннолетних.

Представительство ООН в Грузии приветствовало это решение. Одновременно властям рекомендовали, чтобы оно распространилось на всех несовершеннолетних, находящихся в детских домах или учреждениях интернатного типа.

В ООН также указали на необходимость более эффективной работы с точки зрения деинституционализации – т.е. процесса максимального сокращения числа детей в коллективных институтах социальной опеки, начатого в Грузии более 15 лет назад.

Вместе со всеми другими странами-членами ООН, в 2019 году Грузия присоединилась к Резолюции Генассамблеи ООН о правах ребенка, в которой говорится об ответственности государства за прекращение институционального ухода за детьми и за предоставление высококачественных услуг альтернативной опеки на уровне семьи и общины. Далее…

«Свидетелю по делу Ниноцминда угрожали, в частности убийством»