Грузия и 2-я мировая война(R)

«С огнем я этой ночью воевал,

И все казалось мне в дыму атак,

Что за спиной Тбилиси мой стоял

И так смотрел! И улыбался так!»

Это стихи поэта Мирзы Геловани, самого молодого члена Союза писателей Грузии, в 22 года призванного в Красную Армию, и погибшего 27-летним офицером-танкистом. Он – один из более 300 тысяч уроженцев Грузии, не вернувшихся с самой кровопролитной войны в истории человечества.

Серьезные исследования, проводившиеся на протяжении десятилетий солидными научными организациями, и видными историками свидетельствуют: из 3,5-миллионой Грузии на фронт ушел каждый пятый ее житель. То есть 700 тысяч человек. И почти каждый второй из них пал в боях или скончался от ран в госпиталях.

Грузины были в числе тех, кто ранним июньским утром 1941 года первыми встретили удар фашистов. Их было свыше ста в гарнизоне легендарной Брестской крепости, и лишь несколько человек тяжело раненными, без сознания, оказались в плену. Остальные пали или пропали без вести – артиллеристы П. Абхазава и И. Босташвили, политработники А. Каландадзе и О. Асатиани, радист И. Зедгинидзе, пехотинцы Ш. Мурусидзе, А. Шеварднадзе, А. Гелашвили.

Сотни солдат из Грузии служили под командованием майора Т. Уртмелидзе в 333 стрелковом полку, который почти полностью погиб на берегу Западного Буга в первые дни войны.

А выживший тогда лейтенант Л. Чубинидзе, участник финской войны, был убит через два года, уже освобождая Киев и посмертно стал Героем Советского Союза. Этого же звания удостоился и еще один участник первых боев с фашистами – офицер-артиллерист В. Харазия, тоже погибший позже, в 1942-м. А под другими западно-украинским городами – Перемышлем, Львовом и Дрогобычем, на которые внезапно обрушились вражеские армады, сражались дивизии под командованием генералов П. Абрамидзе, М. Микеладзе и Ш. Чанкотадзе.

Всего полгода успел провоевать летчик майор А. Цурцумия встретивший начало войны на Черноморском флоте. Но до его гибели в декабре 1941 бомбардировочная эскадрилья, которой он командовал, успела уничтожить 6 вражеских полков, 7 кораблей, 10 аэродромов, 247 железнодорожных вагонов и цистерн, 176 танков, 1215 автомашин с живой силой и вооружением. Прямо скажем, цифры впечатляющие, особенно для того периода войны. Но и этого мало. Уже в первые месяцы войны летчик-грузин, посмертно ставший Героем Советского Союза, бомбил важнейшие военные объекты в Бухаресте, Плоешти и Констанце.

В первых сражениях с захватчиками на разных фронтах также особо отличись другие Герои Советского Союза из Грузии: летчик Ч. Бенделиани, пулеметчик Г. Биланишвили, моряк А. Гегешидзе, артиллерист Т. Буачидзе – на Украине, летчики М. Горбачев (под Ленинградом), Б. Зумбулидзе (в Смоленской области), Д. Джибладзе (в Прибалтике), артиллерист К. Ткабладзе – в Белоруссии.

И это – только начало войны. А ведь потом сыны и дочери Грузии сражались на всех участках советско-германского фронта – от Баренцова до Черного морей. Их не только призывали военкоматы, они шли добровольцами, требуя немедленной отправки на фронт, из них в первые три месяца войны были сформированы народные ополчения, которые практически полностью влились в действующую армию. А зимой 1942-го, когда стали формироваться национальные воинские соединения, появилась и первая грузинская дивизия — 224-я стрелковая.

Затем были созданы 242-я, 276-я, 296-я, 392-я, 394-я, 406-я, 414-я и 417-я грузинские стрелковые дивизии. А еще грузинами было укомплектовано до 60% личного состава 9-й и 20-й горнострелковых дивизий. В строй становились даже те, кто имел право не участвовать в боевых действиях. Так, сваны, из-за своей малочисленности, были освобождены от отправки на фронт. Но когда гитлеровцы поставили свой флаг на Эльбрусе и вышли к перевалам Кавкасиони, сваны, блестяще знающие все горные тропы, не только стали проводниками, но составили целый батальон для борьбы с немецкими горными егерями.

Можете себе представить, что испытали соседи тбилисской семьи Мерквиладзе, когда увидели на запертой двери ее квартиры надпись: «Дома никого нет. Все ушли на фронт»? Все – это муж, жена, трое сыновей. И самое замечательное, что никто из них не погиб! Увы, такая счастливая развязка далеко не всегда ждала тысяча других грузинских семей, отправивших на поля сражений все свое младшее поколение.

Одиннадцать (!) человек – шесть сыновей и пять внуков отправила на фронт семья Бочоришвили из села Мухури Ткибульского района, девять человек – трех сыновей и шесть внуков – семья Сохадзе из села Гоголети Амбролаурского района, восемь братьев Гергая ушли воевать из села Кариата Хобского райна, по семь братьев – из семей Амбролаурского района Гиоргобиани (село Тхмори) и Бешидзе (село Лихети), Курдадзе (село Кемпери Хашурского района), столько же сыновей проводили на войну три брата Турнава из села Агараки Ланчхутского района, пятерых сыновей и двух внуков – семья Гиргобиани из села Сумуши Цагерского района. Шесть семей из разных регионов Грузии дали сражающейся армии по шесть своих «кровиночек», одиннадцать семей – по пять. А уж по три и четыре…

Имя Героя Советского Союза генерала Константина Леселидзе известно всем, но не каждый знает, что вместе с ним ушли на фронт и три его брата. Один из них — Виктор, тоже получил звезду Героя.

Мы просто не сможем даже вкратце перечислить здесь всех битв великой войны и победоносных партизанских рейдов, всех дерзких операций европейского Сопротивления и сражений Второй мировой войны с японцами на территориях Китая и Кореи уже после окончания Великой Отечественной, в которых принимали участие дети Грузии. Но достаточно вспомнить, что среди них были 280 тысяч награжденных различными орденами и медалями, генералиссимус и два маршала, 87 генералов и адмиралов, а 164 из них стали Героями Советского Союза. Мало кто знает, что летчик Виталий Попков, дважды удостоившийся высшей награды страны и ставший прототипом главного героя знаменитого фильма «В бой идут одни старики», первые шаги в небо сделал именно в Грузии – он окончил Гагринскую планерную школу. Не всем известно и то, что красноармеец Георгий Майсурадзе, который был в числе более чем 400 воинов, повторивших подвиг Александра Матросова, оказался в числе четырех счастливчиков, оставшихся в живых. Его наградили звездой Героя посмертно, а он прожил еще 23 года.

Сегодня все это – уже история. Для кого-то очень далекая, а для кого-то – ставшая частью жизни. К счастью живы еще и те, кто ее делал, и дети военной поры. Есть и те, кто считают, что эту историю надо подкорректировать, дать ей новые оценки. Что ж, как известно, сколько людей – столько мнений. Но любые мнения расставят по местам лучшие судьи – время и память, в которой не могут не жить люди, выстоявшие в те страшные годы. Девиз «Никто не забыт и ничто не забыто» – не просто слова. Это – кредо, образ мышления любого, кому не чужда благодарность. Ведь если бы ОНИ тогда не выстояли, если бы грузин Мелитон Кантария вместе с русским другом Михаилом Егоровым не подняли Знамя Победы над поверженным Берлином, просто не было бы нас с вами…

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Источник: Журнал «Русский Дом», Тбилиси

Перейти на оригинал
Полная версия · Пожаловаться
 
v-georgia.com
 
 
 
Чхари — историческое селение на западе Грузии
 

Чхари — историческое селение в западной части Страны Картвелов, в современном мхаре (области) Имерети. Топоним Чхари имеет эгрское происхождение, и восходит как минимум к III веку до Рождества Христова.

Согласно археологическим данным, территория селения Чхари и его окрестности были населены с каменного века, а уже в бронзовый и железные века местность была хорошо освоена и обжита.
Археологами обнаружены и захоронения античного периода, в частности, золотые, железные и бронзовые предметы, а так же ромейские монеты.

Через село Чхари проходила одна из ветвей Великого Шелкового Пути. Торговая дорога сохраняла свое значение вплоть до позднего средневековья. В самом селении находились летние резиденции мепе (царя) Имерети и митрополита.

Во время антиколониального восстания 1819-1820 годов Чхари был одним из центров восставших, а епископ Чхари Эквтиме был одним из руководителей восстания. При подавлении восстания Чхари был сожжен и разрушен, и более не восстанавливался до прежних размеров.

На территории селения находятся несколько средневековых храмов, по большей части сильно разрушенных.

Селение находится в Тержольском районе Имеретинского края и добраться сюда можно как на поезде до Зестафони, а потом маршруткой, так и на маршрутке из Тбилиси от станции Дидубе. Ну и конечно вы можете приехать сюда на автомобиле

Автор: Давид Лоладзе