Вакцины изменяют человеческую ДНК“, „повышают риск бесплодия“ и „вводят чип в организм“, – в Ниноцминда и сегодня есть люди, которые верят в эти мифы и даже других убеждают в их действительности. Потому и процесс вакцинации в муниципалитете идёт с трудом. Не призыв сделать школу безопасной, и не призыв привиться для того, чтобы выжить, не действует на тех, кто поверил ложной, выдуманной информации.
Зоя Дургарян твёрдо верит мифам. Она жертва дезинформации, распространённой по социальным сетям. Жительница села Гандза ссылается на «доктора», который обо всём этом рассказывает в распространённых видео.
“Мы и наши соседи не хотим прививаться. В социальных сетях один врач из Италии выступает и говорит, что вакциной чипируют жителей, промывают мозги и поэтому не хотим вакцинироваться. В интернете пишут много чего, некоторые из них ложь, некоторые правда. Зимой мы заболели, но уже выздоровели и не боимся. Во время болезни остались дома, занялись самолечением, не выходили из дома, с соседями не общались. Мы здоровые люди и не боимся заболеть. Если я вакцинируюсь и снова заражусь, то зачем мне делать прививку? И вакцинация должна быть по желанию. Эта вакцина имеет однолетний опыт и поэтому молодежь боится”.
В муниципалитете многие думают как Зоя Дургарян, но говорить об этом публично, не соглашаются. То, что «промывание мозгов» по социальным сетям идёт успешно, говорит статистика. В Ниноцминда на сегодня (11.10.21) привито более 2000 человека, а в муниципалитете, по последнему описанию живет около 24 000 людей. Страх вакцинации берёт не только старшее поколение, но и молодых.
Гоар не верит в мифы по поводу вакцинации против коронавируса. Она уже сделала прививку. Решение приняла не сразу. Сначала наблюдала за процессом вакцинации, ждала вакцины разных видов, чтобы было из чего выбирать. Гоар Агджоян -студентка четвертого курса Тбилисского Государственного Университета имени Ив. Джавахишвили, факультета психологии. Она же занимается медиа мониторингом в ЦИК, организовывает и записывает интервью по вопросам женщин в офисе Омбудсмена в Ахалкалаки. Дезинформацию распознаёт легко.
”Я приняла решение, потому что до сегодняшнего дня никогда не болела коронавирусом, но не застрахована, что не заболею, так как каждый день выхожу из дома, веду активный образ жизни и общаюсь со многими людьми. И для своей страховки, для страховки моих близких родственников тех, с кем общаюсь, встречаюсь, работаю, учусь сделала прививку. Информацию о вакцинах получала из социальных сетей интернета. Конечно же там очень много мифов есть, но я не верю всяким новостям, так как принимала участие в разных программах, как распознать дезинформацию и могу проверять какая новость -миф, а какая — правильная. Так же слушала и тех людей, кто уже вакцинировался. Поэтому решила, что вакцинация будет для меня хорошим решением”.
Гоар уверена, что вакцинация защитит в случае заболевания и болезнь пройдёт без осложнений. Это и послужило причиной побороть в себе страх.
“Во время первой дозы я боялась, думала, что имею слабый иммунитет. Самое главное суметь себя настроить психически. Мне казалась, что вот-вот мне станет плохо, однако никаких изменений не чувствовала. На второй день болело место укола. Во время второй дозы много читала о том, какие симптомы могут быть. После второй дозы на второй день ухудшилось самочувствие. Это говорю не для того, чтобы вспугнуть, а чтобы знали и были готовы. Была температура 38 и даже несколько раз поднялась до 40 градусов. Температура то поднималась, то быстро спускалась, болела рука и было головокружение. Все это продлилось полтора дня. Поэтому говорю, у всех по-разному бывает. И хочу отметить, доказано, что вакцина защищает от вируса от 60 до 95 процентов. Но все равно это не значит, что человек не заболеет”.
Дезинформация о вакцинах стала распространяться еще с того времени, когда создали вакцину. Уже несколько месяцев Иване Чхаидзе, руководитель Национальной технической консультативной группы экспертов по иммунизации, профессор ТГМУ, вместе с коллегами ездит по регионам Грузии, встречается с населением и рассказывает правду.
“У всех вакцин единственная цель – это стимулировать иммунный ответ. Это значит, что вакцина стимулирует производство перменфасцид или антител, которые ни в коем случае не связаны с генетическим материалом. Ни одна из вакцин не может даже теоретически влиять на генетический код, изменить ДНК, который находится в клетке человека. Вакцина не может повлиять ни на плаценту, ни на сперматозоид. Нет ни одного факта, который указывает, что вакцина влияет на сперматозоид или на плаценту, этого факта нет и это тоже дезинформация. Вакцина – это жидкость, как можно в жидкости включить какое-то устройство? Это просто невозможно. Это обсуждать даже не стоит, так как это невозможно”, – объясняет Иване Чхаидзе.
Среди дезинформации есть и такая, что вакцина не полагается людям с разными заболеваниями. Поэтому вакцинироваться боятся жители с хроническими заболеваниями. Реально это совсем наоборот. Арменнак Бдоян один из тех, кто не побоялся прививки. Он перенес операцию на сердце. Арменак по всем вопросам консультируется с лечащим врачом.
“Мой лечащий врач среди первых вакцинированных. В Ниноцминда получили вакцину “Астрозенека”, но из–за случая в Ахалцихе отправили обратно. Даже в это время я был готов вакцинироваться вакциной “Астрозенека”. После к нам поступилa вакцина “Синофарм”. Во время очередного визита к лечащему врачу спросил, можно ли мне вакцинироваться. Она ответила, что никакой угрозы нет и вакцина защитит намного лучше. И после консультации с врачом записался на вакцинацию. Все прошло хорошо, хотя перед вакцинацией у меня поднялось давление до 160. Я тогда сразу позвонил лечащему врачу, который ответил, что угрозы нет, тогда я и вакцинировался”, – рассказывает Арменак.
Увидев, что все прошло хорошо Арменак записал на прививку жену, а позднее вакцинировались и дочери, и внучка – студентка. Но это в Ниноцминде скорее исключение, чем правило.
Показатель прививки против коронавируса низкий и среди педагогов. Несмотря на то, что обучение в классах началось лишь неделю назад, 4-ого октября, обеспечить школы вакцинированными, то есть безопасными учителями не удалось. Не привиты и большинство родителей.
Лилит Бадишян педагог из села Гандза вакцинирована. Думает, что это страховка, хоть и временная.
“Теперь я знаю, что у меня есть антитела, которые защитят меня в какое-то время и знаю, что это страховка на шесть месяцев.”
Решение вакцинироваться приняла на фоне советов подождать.
«О вакцинации слышала много мифов, но всегда бывает неправильная информация. Её родители тоже педагоги и они вакцинировались. Нас не заставляли вакцинироваться, я присутствовала на встречах, где нам объясняли, что такое вакцинация и для чего она. И я поняла, что не хочу потерять здоровье и заболеть. Мне кажется, что я переболела (коронавирусом), но не тестировалась, хотя имела все признаки и перенесла по какой-то мере тяжело. И не хотела заново заболеть, поэтому решила вакцинироваться».
Лилит Бадишян Вернулась в село Гандза после окончания ТГУ, факультета востоковедения. Отказавшись от декрета, в 2018 году заняла место преподавателя грузинского языка в школе №1. После Лилит начала преподавать английский язык ученикам второго, третьего и пятого классов. Педагог в этом году набрала 10 кредитов и имеет право преподавать и грузинский язык. Лилит считает, что больше всего во время пандемии пострадала сфера образования.
“Во время пандемии больше всего пострадало обучение. Если мы хотим чего-то достичь, то нужно учиться. Нам помогло в онлайн-обучении программа «Тимс». Сначала было трудно, потому что не все могли подключиться, были технические проблемы, не у всех были компьютеры или хорошие телефоны. Дети не знали, как подключиться к уроку. Но мы смогли преодолеть все это. Из-за онлайн обучения ученики начали смотреть на учёбу сквозь пальцы”.
Трудности на этом не закончились. Когда ученики начали ходить в школу, нужно было восполнить утерянное при онлайне. Лилит не хватало времени нормально объяснить тему, поэтому иногда приходилось на один материал тратить несколько уроков.
“По моему мнению, обязательна вакцинация. Среди моих родственников были летальные случаи из-за коронавируса. Есть люди, которые не верят в этот вирус, но как можно не верить, если это во всем мире. И сейчас вакцинация важна, чтобы вернуться к нормальной жизни. А также вакцинация нужна для поездки за границу”, – говорит Лилит Бадишян.
Для создания безопасной среды для детей рекомендуется вакцинация родителей. По словам экспертов, для работы очно в школах должны быть привиты не менее 80% педагогов.
Министерство Образования вновь дает родителям возможность выбрать форму дистанционного обучения, а учителя, входящие в группу риска, могут при желании проводить уроки дистанционно.
В Ниноцминдском муницимпалитете из 1200 педагогов более 380 уже полностью вакцинированы.
В рамках информационной кампании для этнических меньшинств Аппарат государственного министра Грузии по примирению и гражданскому равенству провел встречи с жителями Ниноцминдского муниципалитета.
«Главная цель – провести превенцию против распространения Covid-19 и уменьшить распространение коронавируса. Мы все вместе должны работать над тем, чтобы как можно скорее закончилась пандемия. Поэтому раздаем познавательные буклеты, чтобы каждый гражданин сам сделал свой выбор -вакцинироваться или нет», – говорит заместитель Аппарат государственного министра Грузии Лиа Гигаури.
Видимо, познавательные буклеты до обычного населения не доходят, так как многие из них не владеют достоверной информацией. В свою очередь, это мешает возвращению к нормальной жизни как в школах, так и повседневно. В то же время пятая волна на подходе, но мы пока не справились даже с четвёртой. Сегодня, 12 октября, в стране 4775 подтвержденных случаев коронавируса, 37 человек скончались за сутки. На этом фоне вакцинированных сегодня очень мало, всего 1703 человека. А это значит, что до нормальной, безопасной жизни очень далеко. И что главное, отказываясь от прививки взрослые жертвуют здоровьем и полноценной жизнью детей.