«Пчеловодство -это мое хобби»-Вардан Норсоян

Вартану пандемия «не помеха». Даже в период, когда коронавирус ежедневно уносит несколько десятков жизни, пчеловод не верит в существование вируса.

“Коронавирус в городе и в телевизоре существует, а на самом деле нету. В реализации не имеем проблем мед на расхват”, – говорит Вартан.

Мед который производит Вартан называется мономерный. Он ждет, когда пчелы принесут нектар и заполняет пустые рамки. Одному литру нектару нужно 10 дней чтоб стать медом и запечатать наполненные ячейки. Это самый дорогой мед, если пчеловод спешит, то качество падает. Вартан думает, что Европе наш мед не нужен, так как они говорят, что мы обрабатываем поля пестицидами.

“Несмотря на то, что наш мед называется Альпийским, высшего качества, но во время анализа выявляют пестициды. Если ты работаешь над качеством, то продукта получается мало и соответственно проблем в реализации нет”.

Вардан проводит проверку.

Вардан Норсоян 14 лет, как занимается пчеловодством и присматривает за 30 ульями. Ухаживать за пчелами его научил Василий Углов с которым три года занимался этим делом.

“Решил заниматься пчеловодством так как понравилось общение и ухаживание за пчелами. Делая проекты, очень устаю. И как только захожу и начинаю ухаживать за пчелами – отдыхаю”.

Проектами занимается как инженер-строитель, так как эта его профессия и источник основного дохода, а пчеловодство его хоби.

“Трудностей нету в занятии пчеловодством, только много нюансов в ухаживании, которые нужно знать, чтоб не повредить пчел. Пчеловод должен контролировать пчел во время роения. У нас есть контрольные весы с помощью которых мы контролируем продукт. Если мало или нет продукта, то переносим туда, где много урожая. Когда пчелам становится тесно в улье, это так же способствует роению и поэтому пчеловод должен контролировать его и поставить дополнительный корпус”.

Каждый сезон пчелы собирают разное количество меда. На урожайность влияет погода. Приблизительно три года тому назад производство меда было на нуле. Даже у самих пчел не было урожая и пришлось им дать корм, чтобы выжили зимой. Для Вартана рекордно урожайным годом был 2009. В то время ульи были поставлены в поле близ села Ороджалар. Вартан получил из одного улья 70 килограмма меда. В последние годы из одного улья получают 10 килограмма меда. Это связанно с тем, что люди стали больше сеять поля. Мед полученный Варданом сейчас называется клеверным. Из-за того, что в последнее время клевер уменьшился и разнотравья мало, в этом году урожай собрали лишь один раз, вместо двух. Кроме меда Вардан продает пчел, если бывают желающие.

На пчел влияют пестициды, сотовые вышки, которые мешают их навигации. Улья, в зависимости от сезона, размещают в Аспиндза, Хертвиси, Ахалкалаки и в Ниноцминде, смотря, когда где урожайность. Вартан разделяет улья и ставит в разных местах. В Хертвисе ставит во дворе жителя и за один ульи платит 4 лари в месяц. К пчелам Вартан заходит раз в 14 дней, остальное время за ними присматривает хозяин двора. Если за 16 дней не проверять и контролировать пчел, то можно потерять их часть. К слабым пчелам заходит чаще и присматривает с 11 утра до 16:00 вечера, так как после пчелы становятся агрессивными.

Готовый мед разливают в банку для передачи журналистам.

Зимуют пчелы Вартана в здании под названием зимовник, где температура должно быть 4 градуса, а влажность 75. Весной улья переносит в Хертвиси а в конце мая привозит в Ниноцминдский муниципалитет.

“Решил создать кооператив, чтоб получить корм или инвентарь, но из-за того, что в кооперативе были трое, а должно было быть пять человек так и закрыли кооператив. От государства никакой помощи не получил. Все время обещают, но не дают и поэтому на государство мы не надеемся”.

В текущем году, по сравнению с прошлым годом меда больше. По сравнению выросла и цена – 1 литр меда от 25 до 28 лари в Ниноцминдском муниципалитете (в 2020 стоило 20 лари). Подорожание продукта пчеловоды объясняют обесцениванием лари.