Размноженная рыба и урезанный доход

В селе Эштия, если спросить, все подскажут, где и кто разводит рыбу. В шести больших бассейнах очень много форели разных видов. Их так много, что хозяин сбился со счету. Это обусловлено и пандемией – почти за два года, больше половины рыбы осталось непроданной. Но 62-летний Важико Яжян не устает ухаживать за хозяйством, надеясь, что лучшие времена вернутся. Несмотря на понесённые убытки в период пандемии, думает, что скоро сможет реализовать свои идеи в развитии хозяйства.

https://live.staticflickr.com/65535/51635282943_38556aac35_c.jpg
Форель в бассейне, село Эштия

“Четыре года тому назад вложил около 50 000 долларов, купил 30 тысяч мальков, оборудовал несколько водных рукавов, построил здание, сделал питомник. Все что здесь есть, я сделал своими руками. Сначала сын начал это дело, потом оставил, а я продолжил и расширил. Если бы не было коронавируса, не были ограничения, рыбное хозяйство развилось бы намного лучше. До пандемии было время, когда по 500 килограмм оптом продавали. Покупатели приезжали из Тбилиси, Ахалцихе, Гори. Раньше на поминки покупали около 60-80 килограммов рыбы, а сейчас — 8-10 килограммов. А свадеб уже давно не было. Выгодно будет это дело тогда, когда не будет ограничений, пандемии не будет, и люди нормально будут справлять свадьбы и другие мероприятия, тогда и спрос на рыбу будет высокий”, — говорит Важико Яжян.

https://live.staticflickr.com/65535/51632928659_b5473d1604_c.jpg
С рыбой приходится буквально «нянчиться».

По решению Межведомственного координационного совета, из-за эпидемиологической ситуации в стране, под запрет попали многолюдные свадьбы и похороны. Это сказалось на многие бизнесы в регионе, в том числе и на рыбоводство.

https://live.staticflickr.com/65535/51633132395_b367a766f8_c.jpg

Ухаживать за рыбами, это значит, что нужно работать круглосуточно, без выходных, так как за хозяйством нужно следить даже ночью.

Форелям нужна проточная вода, они любят только чистую воду. Нужно вовремя расселять рыбу по разным, специальным водоемам, нужно смотреть, чтобы рыба не заболела. Нужно внимательно следить и за температурой воды.

«Кормим рыбу три раза в день специальным кормом. Когда только занимался бизнесом, 20-килограммовый корм стоил 80 лари, сейчас стоит 115 лари. В день 2-3 пачки как минимум расходуется. Последний раз я продал рыбу за 12 лари, сейчас, говорят, стоит 15 лари, но у меня пока для продажи нет рыбы, остались мальки и взрослые самцы и самки. Как только начинает светать, обхожу водоемы, инкубаторы. Здесь рыба проходит все стадии развития – от икры и нереста, до кондиционной готовности».

https://live.staticflickr.com/65535/51631456337_602a3006ed_c.jpg
Важико Яжян работа без выходных

Важа Яжян рассказывает, что процесс ухаживания рыб сложный, в том числе и получение икры. Форель в искусственных условиях не может нереститься, поэтому каждую рыбу отдельно нужно брать в руки и поглаживать, чтобы получить икринки. То есть, форель нужно “доить”. Процесс начинается в ноябре. Инкубационный период длится больше месяца. Когда у икринки появляется хвостик, это свидетельствует, что рыбка уже родилась.

Важико Яжян специалист мясо-молочных продуктов. В советское время работал на молочном заводе. А после, долгие годы, ездил на заработки в Россию. На заработанные там деньги создал собственное хозяйство.

https://live.staticflickr.com/65535/51632280121_24a5050243_c.jpg

“Уже 4 года не уезжаю на заработки. Рыбы как пчёлы очень хрупкие, нужен постоянный уход, а то за короткое время можно потерять все, что создано годами”.

Важико постоянно сторожит рыб. Раньше не было ограды, которая водоем отделяла от реки, поэтому большая часть рыбы уничтожалась. Летом чайки могли налететь стаей. Ко всему добавилась пандемия и стало сложно реализовать то, что убережено с большим трудом. Но Важико не собирается сдаваться. Он многое вложил в дело и несмотря на препятствия, будет развивать рыбу и дальше.

Рыбу нужно разделять по возрасту и размеру, что очень важно.

«Надеюсь, все это пройдет, и ситуация улучшится. Будут сняты ограничения, и мы вернемся к нормальной жизни, и бизнес-структура будет развиваться еще лучше. Если все закончится, пандемии не будет, планирую на этом участке открыть кафе, где посетители могут попробовать местную рыбу».

Рыбное хозяйство Важико Яжяна не единственное в Ниноцминдском муниципалитете. Рыболовных промыслов около 15-ти и при пандемии всем пришлось сложно. Понесли убытки, но несмотря на это и на сложность работы, прекратить дело никто не решился.