«Я никогда не чувствовала себя такой живой»«Дорога к леднику начинается от храма Гергети . Надо идти пешком 6 часов и остановиться у метеостанции, так как вам необходимо акклиматизироваться. Вы засыпаете в восемь вечера и просыпаетесь около двух часов ночи, потому что вам нужно вовремя что бы добраться до вершины», — вспоминает Тамта Абуселидзе, в беседе с журналистом издания «Батумелеби».В июле этого года, Тамата поднялась на вершину ледника уже во второй раз. На этот раз Тамта готовится к подъему на Тетнулди. А перед этим Тамта Абуселидзе намерена собрать и объединить людей, которым также нравится покорять горы и карабкаться по скалам. Вместе с Софио Челидзе и еще несколькими друзьями Тамта Абуселидзе планирует открыть в Чиатура в селе Хреити женский клуб альпинизма и скалолазания. В этом селе жила Александра Джапаридзе, первая женщина альпинистка из Грузии. Она надеется, что эта история заинтересует СМИ.«Перед рассветом вы выдвигаитесь с полным снаряжением: ремни, церакин, непременно веревка, шлем, солнцезащитные очки…» — продолжает она, тщательно пересчитывая все предметы, необходимые для восхождения на ледник, и нельзя ничего упустить. — «На дороге есть одно место, здесь бывает камнепад, это место называют Хмаура, оно очень опасное. Вставать и отправлятся в путь надо ночью, что бы успеть до того времени, пока поверхность еще примерзшая и камни не не срываются вниз.Когда вы пройдете этот опасный отрезок пути, вам придется идти по снегу, дорога вся в трещинах. Здесь уже важно знать, куда можно наступать, чтобы успешно подняться на вершину.Какие чувства вы ощущаете на вершине ледника ?
«Это чувство гордости и чувство радости от преодоления препятствий, это наверное, самое радостное чувство. Ведь жизнь тоже постоянное преодоление препятствий? … Нет, все же не возможно точно описать, каково это быть на пике, так же как у нас нет ответов на многие вопросы, например, вы можете сказать мне, почему вы влюблены?»
Тамта Абуселидзе по профессии юрист, но много лет работает в администрации Хартии журналистской этики. Она говорит, что раньше и представить себе не могла как ее увлечет скалолазание и как радикально изменится ее жизнь.
Однажды летом, во время очередного похода, Тамта до пробуждения остальных участников я выглянула из палатки на Казбеги и поняла, что ни одно восхождение на скалу не было напрасным. Тамта даже не думала, что начнет заниматься альпинизмом или покорением скал, но она почувствовала, насколько впечатляющим может быть подъем по заснеженным дорогам, ведущим к вершине.
«Однажды я поднимусь на самую высокую гору», — сказала тогда Тамта своим друзьям с улыбкой.
«В какой то момент я захотела вернуться, я даже заплакала, мне было очень страшно, с обеих сторон была пропасть. Я думала, что, вероятно, потеряюсь здесь так, что меня никто никогда не найдет», — вспоминает Тамта о восхождении на гору Камерон, где впервые она оказалась в связке с другими более опытными скалолазами. По словам Тамты, начинающий альпинист смелее опытного, но когда впервые видишь пропасть, хочется сдаться и вернуться назад.
«Я дважды падала со склона, меня поймали и спасли», — с волнением вспоминает Тамта и добавляет, что сейчас она бы не пошла на ледник с тем снаряжением и тем малым багажем знаний. Прошлой зимой Тамта и Софио Челидзе начали тренироваться у своего учителя Гуги Дабрундашвили с условием, что летом на вершину самостоятельно пойдут только женщины.
«Для новичков нет школы, где можно было бы получить базовые знания в этой области, источников финансирования пока нет, у нас нет офиса, но когда я пошла в Ботанический сад, чтобы лучше освоить скалолазание, там я познакомилась с людьми влюбленных в горы и знающих как горы меняют человека.
Вот почему мы решили создать клуб, чтобы поделиться своими знаниями с другими и чтобы как можно больше людей узнали бы, какое это удовольствие и заново открыли бы себя», — объясняет Тамта Абуселидзе.
Целью «Женского клуба альпинизма и скалолазания» также является поддержка идеи гендерного равенства. Говоря о науке скалолазания, Тамта подчеркивает, что у женщины — Анyы Дуларидзе — пока лучший уровень скалолазания в Грузии.
«Женский клуб альпинизма» уже насчитывает 26 членов. Тамта Абуселидзе говорит, что в клубе прибавляется количество участниц, которые, например, этой зимой тренируются у замерзшего водопада Гвелети, а потом вместе намерены подняться на Тетнулди.
«Важна и психологическая готовность, и технические знания: как правильно стоять при страховке, как правильно пользоваться снаряжением, как перекидывать веревку, чтобы не создавать осложнений при спуске. Забота о других и взаимовыручка в группе особенно важны в горах. Ты здесь не один», — говорит она.
Поднимаясь по ледяным скалам, Тамта увидела, что она такая не одна.
«На равнине тебе легче маскироваться, а в горах проявляется твоя истинная сущность, как сущность других. Здесь обостряется чувство восприятия. Гора покажет вам, каковы ваши настоящие чувства, кто вы и как и где правильно выражать свои эмоции», — делится своими мыслями, Тамта и вспоминает еще несколько интересных случаев:
«Этим летом мы с четырьмя девушками поехали вместе в Чаухеби, в Асатиани. Две были совершенно неопытными, мы натянули веревку не в том месте и она застряла…Был ветер, мы не слышали друг друга, рация не ловила и телефон тоже.
Тогда я покинула станцию и спустилась вниз, чтобы меня услышали остальные. В конце концов они тоже спустились, но нам пришлось оставить веревку. Это означало, что следующий сложный участок нам пришлось пройти без веревки. Я собралась с силами, мы поддерживали друг друга, я внутренне очень волновалась, но этого не показывала, я понимала, что необходимо проявлять спокойствие прежде всего», — говорит Тамта, которая заметила изменения происшедшие с ней, после подъема на вершину.
Именно в тот момент она поняла, что перед лицом опасности, она не запаниковала, как это было в первый раз, когда она оказалась лицом к лицу с опасностью, и ей пришлось преодалевать это чувство.
«Горы показали мне, что риск и смелость разные вещи. Смелый человек знает о рисках и понимает, что если разумно подойти к решению проблемы то опасность можно преодолеть, а человек склонный к риску больше опирается на случайность.
Подъем на вершину это самое сильное ощущение жизни, потому что больше нигде я не чувствовал себя такой живой.
Иногда я думала, что в это время я могла быть в городе, сидеть есть мороженое или поехать куда-нибудь в местечко поближе. Но на самом деле, нигде я не испытала бы, того особого чувства счастья, смешанного со страхом и усталостью, когда ты сидишь на вершине скалы», — поделилась Тамта Абуселидзе