Для доктора Ламары больница не только рабочее место, но и дом.
Она уже семь лет живет и работает в клинике города Ниноцминда, а ее семья живёт в Тбилиси. По ее словам, после переезда ей предложили дом, где она должна была жить, но чтобы не оставлять без присмотра больных детей, она предпочла жить в поликлинике. Это, наверное, первый случай в Грузии, когда врач живет в поликлинике.
«Коллектив хороший, армяне очень гостеприимные люди, это чувствуется на каждом шагу. Иногда бываю в гостях, знакома с армянскими традициями. Медсестер, врачей Самвела и Карапета считаю своими детьми», – говорит доктор.
Ламара Деметрадзе приехала в клинику Ниноцминда 17 ноября 2014 года. «Встала и приехала», — говорит она.
Деметрадзе окончила Тбилисский государственный медицинский институт. После поступила на ординатуру по направлению детской неврологии. Начала работать во второй клинике Тбилиси, и параллельно работала в детской клинике Иашвили педиатром. В 2008 году прошла квалификацию семейного врача, после чего начала работать в поликлинике Сарти Чала сельским врачом, одновременно в детской поликлинике Марнеули дежурным педиатром.
«Выбрала профессию врача, потому что моя бабушка была медсестрой, а мама – гинекологом. Когда пошла в школу, я уже умела делать уколы. Меня всему научила бабушка. После окончания школы я хотела стать врачом, это мое призвание. Работа врача очень трудная, ответственная. Сначала ответственна перед Богом, а потом перед людьми,— говорит Деметрадзе.
Доктору Ламаре предложил работу в клинике Ниноцминды ее друг. «У меня есть друг в компании Evex, который однажды, зная, что мне нравится жить в разных регионах Грузии, предложил работу в Джавахетии. У меня большая семья, которую не могла оставить, но согласилась на дежурство раз в неделю и на консультации. Однако получилось так, что однажды собрала сумку и приехала в Ниноцминду.
«Когда я приехала сюда, шел снег, было холодно, гололед. Был уже вечер, меня встретил бывший директор клиники Армен Залалян. Члены моей семьи не знали, что еду в Ниноцминду работать. Они думали, что я останусь на несколько дней и поеду обратно. Водители маршрутки Мераб и Нодар рассказали столько интересного про эти места, показали озеро Паравани, что я полюбила Джавахети.
Врач говорит, что ее первый визит в больницу очень впечатляющий и эмоциональный. Клиника была красиво украшена, медицинский персонал встретил тепло,- и все это помогло ей принять решение остаться здесь.
«Я пришла работать педиатром, но оказалось, что не хватает и терапевтов. Терапевтами в то время работали врачи Роза Асланян и Тереза Овсепян. Доктор Роза сломала ногу и не могла ходить на работу, поэтому менеджер сказал мне работать и терапевтом. Я получила сертификат терапевта, однако не имела опыта».
В клинике, где живет Ламара Деметрадзе, есть кровать, раковина и цветы. Условия не очень хорошие, но доктор довольна тем, что есть.
«В первые дни, когда оставалась одна, плакала и хотела вернуться домой к семье, к детям, даже скучала по своей кровати», — говорит она.
Они с мужем никогда не расставались, всегда жили вместе. Врач говорит, что благодарна мужу за то, что он позволил ей пойти на этот шаг. Он тоже любит этот край, любит природу, рыбалку.
Сыновья Деметрадзе были против переезда в Ниноцминду. Они не привыкли жить далеко друг от друга. Сыновья не хотят переехать сюда, у них своя жизнь. Но доктор им советует не отказаться от шанса жить свободно, вести разнообразный образ жизни. Она не любит шумные города, где много людей, любит эту клинику и Ниноцминду.
Уже второй год клиника превратилась в Ковид-центр, где Ламара Деметрадзе является дежурным врачом. Ламара познакомилась и полюбила Джавахети благодаря работе в скорой помощи.
«Во время Covid я работала одна с Анжелой полтора месяца. Для меня это был кошмарным сном. Вот так мы и живем, ожидая, когда закончится эта война с Covid», — говорит Ламара.
В 2019 году доктор Ламара прошла курсы детской медицинской помощи. В настоящее время работает врачом в школе № 4 города Ниноцминда. Нагрузка на врача уменьшилась только тогда, когда в клинику были приняты на работу молодые врачи Самвел Агаларян и Карапет.
Она едет к себе домой в Тбилиси раз в месяц. У доктора трое сыновей и несколько внуков. Однажды один из ее внуков спрашивает: «Кто тот человек, который не спит днём и ночью? И сам отвечает, конечно, моя бабушка».
Когда я вижу, что во мне нуждаются, я не могу уйти. А врачей в столице много.
По словам Деметрадзе, Джавахетия стала её первым домом, она находится в клинике 25 дней, а дома — 5 дней.
Ламаре Деметрадзе было очень сложно преодолеть языковой барьер. Основное население составляют армяне, которые не знают по-грузински. «Когда я только приехала, я поставила условие, чтобы общались только на армянском и грузинском, а не на русском языке. Было сложно, но уже через месяц я увидела, что молодые девушки начали говорить по-грузински. В какой-то степени мы уже понимаем друг друга, а я начала вести армянский словарь, где писала и учила фразы. Я уже понимаю и пытаюсь выучить армянский. Было препятствие в общении с жителями, но мы пытаемся понять друг друга», — говорит врач.
Как говорит врач, теперь сотрудники знают грузинский лучше, чем она армянский.
Компания «Эвекс» направила врача на курсы, откуда она вернулась сертифицированной и пообещала, что не покинет эту больницу в течение двух лет. Доктор Ламара пока не думает покидать Ниноцминду.
«Пока не придут молодые специалисты, постараюсь остаться. Есть девушка по имени Ашхен, которой посоветовала стать педиатром. Через два года она закончит ординатуру. Думаю, что уступлю ей свое место. Я благодарна, что у меня есть возможность работать и жить в Ниноцминде. Это хорошие незабываемые годы для меня.