Весенние полевые работы перешли в активную фазу, однако качество и эффективность заметно снизились, и одной из причин является дефицит рабочей силы – по словам эксперта в сфере сельского хозяйства Пааты Арошидзе, нехватка трудовых резервов негативно отражается как на объеме и на качества работ.
«В начале пандемии многие сельские жители, опасаясь инфекции вернулись из городов в села, и был расчет на то, что они останутся в сельской местности работать, однако этого не случилось – как только острота пандемии снизились – они тут же вернулись в города. В итоге в селах рабочей силы не хватает» – заявил он.
По его словам, несмотря на то, что государство помогает развитию сельского хозяйства на различных уровнях, дефицит не только не ослабевает, но и растет.
«Основная часть молодежи из сел уезжает в города, и в свои села приезжает только в гости, поэтому они не хотят работать на земле. Причем, дефицит касается не только крестьян и фермеров, но крупные компании» – заявил Паата Арошидзе.
Значительную проблему создает и миграция – многие трудоспособные граждане, которые могли бы работать на земле, уезжают за границу, например на сезонные работы, где они делают практически то же самое, что им предлагают в Грузии, но вознаграждение значительно выше.
«В целом, дефицит рабочей силы касается всей экономики Грузии, и всех ее сфер, но в аграрном секторе это особенно актуально – мы вынуждены жить в мире, где продовольствие постоянное дорожает, мировой рынок нестабилен, и сейчас надо делать акцент на местном производстве. Сегодня это серьезная проблема, так как урожайность у нас очень низкая, молодежи в селах практически нет, большинство населения в сельской местности – старше 55 лет» – заявил эксперт.
По его словам, в конечном итоге все упирается в платежеспособность аграрного сектора, которая на данный момент очень низкая.
«Когда и как грузинский фермер сможет платить сотрудникам хотя бы примерно такую же зарплату, какую им платят за рубежом? Если это будет возможно, то гражданам Грузии не придется ездить за рубеж на сезонные работы, на рабских условиях, но сейчас этого ресурса в стране нет» – считает Паата Арошидзе.
В среднем грузинские фермеры платят за день работы сезонных рабочим 50-70 лари.