21-летняя Лусине Амирханян родилась и выросла в Ниноцминде. С 2019 года учится в Государственном университете Ильи Чавчавадзе в Тбилиси, на 3 курсе факультета международных отношений.
Лусине, как и 99% студентов Ниноцминды, поступила в вуз по программе «4+1» из-за языкового барьера. «Я в какой-то степени знала грузинский язык, потому что хорошо изучала грузинский в школе и ходила в школу имени Жвания, но этого было недостаточно, чтобы сдать 4 экзамена на грузинском языке, включая грамматику и литературу.»
Языковой барьер в Самцхе-Джавахети и других регионах компактного проживания этнических меньшинств существовал давно, но в настоящее время интерес и потребность в изучении языка возросли. По статистике, 70% абитуриентов поступают в грузинские вузы, грузинский язык является обязательным предметом в школах и детских садах, тогда как 20 лет назад ему преподавали 1-3 часа в неделю, билингвальное обучение стало необходимым в учебных заведениях. Однако, по словам Лусине, барьер в регионах все еще существует.
«Я окончила русскую школу, и мне, как и всем молодым людям, учившимся в русской школе, было вдвойне трудно поступать в университет». Как известно, по программе 4+1 можно учиться в университете, сдав всего один экзамен. Это экзамен общих навыков на армянском, азербайджанском, осетинском или абхазском языках. Изучение армянского языка в русской школе является добровольным. Из-за этого многие ученики не изучают этот предмет. «Мне было сложно поступить в университет, для этого нужно было хорошо знать армянский язык. Поэтому я считаю, что если абитуриент, проживающий в Джавахети, хочет учиться в грузинских вузах, то он должен окончить школу с грузинским или армянским языком обучения», — говорит Лусине.
В настоящее время она учится на третьем курсе и помимо учебы помогает местным студентам в университете. «Если, например, у них возникают вопросы по выбору предметов, преподавателей или по другим вопросам университета, я помогаю им, чтобы они быстрее привыкли к новой среде и людям».