«Мы рассматриваем возможную тбилисскую платформу как возможность для региональных трехсторонних дискуссий, а не двусторонних встреч между Арменией и Азербайджаном», — заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Так он отреагировал на слова Ильхама Алиева о том, что Ереван отверг «предложение начать трехсторонний формат сотрудничества».
В ходе ежегодного форума в Давосе этой темы коснулся и премьер-министр Грузии. Однако Иракли Гарибашвили не говорил о создании нового формата, он лишь заверил, что «Грузия действительно является нейтральным посредником».
«Даже в существующих форматах переговоры с Баку идут тяжело. Я не думаю, что сейчас есть вопрос, который можно было бы обсуждать на тбилисской платформе», — считает политолог и эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян. По его мнению, не может быть положительных сдвигов, пока Азербайджан не изменит свой деструктивный подход.
Заявления Алиева и Гарибашвили в Давосе, реакция министра иностранных дел Армении, а также комментарий эксперта.
Армения отвергла «наше с Грузией предложение начать трехсторонний формат сотрудничества», заявил 19 января в ходе ежегодного форума в Давосе президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Он высоко оценил усилия премьер-министра Грузии для нормализации армяно-азербайджанских отношений и напомнил в связи с этим о встрече глав МИД Азербайджана и Армении в Тбилиси в июле прошлого года.
«Наше предложение состояло в организации встречи лидеров в Грузии, так как Грузия исторически всегда была местом, где встречались все соседи. Но Армения к этому не готова», — заявил он.
Премьер-министр Грузии также коснулся этой темы в Давосе и заверил, что его страна готова вновь взять на себя роль посредника между Ереваном и Баку.
«Грузия действительно является нейтральным, объективным и беспристрастным посредником», — подчеркнул Гарибашвили.
По его словам, организация трехсторонних встреч отвечает интересам Тбилиси, поскольку «регион принадлежит Азербайджану, Грузии и Армении», и эти страны могут «превратить его в регион возможностей, где будут мир, стабильность и процветание».
Армянская сторона «очень заинтересована в развитии трехстороннего диалога между странами Южного Кавказа», заверил, комментируя заявление Алиева, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Он высказался и о возможности встречи лидеров Армении, Грузии и Азербайджана:
«Армянская сторона выразила готовность и сейчас готова к такой встрече, но, согласитесь, такая встреча не выглядит особенно эффективной и перспективной, когда невозможно согласовать даже простое совместное заявление, выражающее приверженность искоренению ненависти и языка вражды».
О каком именно заявлении идет речь, глава МИД Армении не уточнил.
Тбилиси и раньше поддерживал и выступал посредником, говорит политолог и эксперт по Грузии Джонни Меликян. Он напоминает о возвращении нескольких армянских военнопленных из Баку, благодаря посредничеству Грузии, и о встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Тбилиси.
Причем, по его словам, грузинская сторона всегда оговаривала, что ее предложение предоставить платформу для переговоров не направлено против какой-либо страны или стран.
«Таким образом они подчеркивают, что они не против платформ, сформированных в Москве и Брюсселе. Грузинская платформа не может заменить эти переговорные форматы и не имеет таких амбиций», — сказал Меликян JAMnews.
Он считает, что Грузия действительно заинтересована в региональной стабильности, так как это необходимое условие для развития, увеличения притока инвестиций.
В то же время он отмечает, что «сейчас несколько иные реалии — Азербайджан грубо нарушает положения заявления от 9 ноября 2020 года», в том числе вольно трактует договоренности о разблокировании коммуникаций в регионе. Политолог имеет в виду заявления президента Азербайджана о так называемом «Зангезурском коридоре». Ильхам Алиев недавно опять объявил, что «реализация Зангезурского коридора – историческая необходимость» и этот проект будет реализован независимо от того, «желает этого Армения или нет».
Речь идет о предоставлении Азербайджану дороги для связи с его эксклавом Нахичеванью. Власти Армении уже длительное время утверждают, что готовы разблокировать коммуникации и предоставить различные маршруты через свою территорию, но не «коридор», так как этот термин предусматривает потерю контроля и суверенитета на этой территории. Армянский премьер при этом не раз напоминал, что в подписанном обеими странами документе нет ни слова о предоставлении коридора.
«Я не думаю, что экспансионистский подход Азербайджана ограничится только Арменией. Поэтому у Грузии тоже есть повод для беспокойства. В ответ грузины пытаются проактивно работать по армяно-азербайджанской повестке», — считает Джонни Меликян.
По мнению эксперта, если возникнет много локальных или региональных вопросов, которые не обсуждаются в других форматах, возможно, Ереван и Баку перенесут их в Грузию. Однако на данный момент он не видит такой возможности, учитывая последние события. В частности, политолог говорит о блокированном больше месяца Лачинском коридоре и сентябрьских боевых действиях на границе с Арменией.
Он уверен, что особых сдвигов по тбилисской площадке не будет, как это произошло и с форматом 3+3.
Турция выдвинула новый формат разрешения региональных вопросов, получивший название «3+3». Он предполагает участие с одной стороны Турции, Ирана и России, с другой – Армении, Азербайджана и Грузии. Пока Турции не удается продвинуть этот проект дальше разговоров. А Грузия, один из потенциальных участников, отказывается от участия в нем.
Меликян считает шаги Азербайджана популистскими. По его мнению, Баку пытается воспользоваться кризисом Россия-Запад и извлечь для себя максимальную пользу. Говоря о московском и брюссельском форматах переговоров между Арменией и Азербайджаном, политолог подчеркивает:
«Как только для Баку создается невыгодная ситуация, азербайджанская сторона пытается прекратить или заморозить работу и создать более благоприятные условия для продвижения своих интересов на других площадках.
Грузия не имеет никакого влияния на Азербайджан. Даже если бы что-то состоялось в трехстороннем формате, не думаю, что Баку был бы готов выслушать доводы армянской стороны и проявить меньшую агрессивность».