TI: «83% грузинских депутатов заполнили декларацию с нарушениями»

Согласно отчету «Трансперенси Интернэшнл – Грузия» [Transparency International — Georgia], в 2022 году каждое второе должностное лицо указало в декларации неполную информацию, а 83% депутатов заполнили декларацию с нарушениями. Кроме того, по данным организации, в 78% деклараций неверно указаны данные членов семьи.

В документе указано, что в 2022 году Бюро государственной службы проверило декларации об имуществе 346 должностных лиц, из которых 181 (52%) были заполнены с нарушениями. «TI- Georgia» отмечает, что по решению бюро 136 должностных лиц (39%) были оштрафованы, а 45 (13%) получили предупреждения.

По данным организации, несмотря на то, что количество деклараций получивших отрицательную оценку уменьшилось на 4% по сравнению с предыдущим годом, 52% — является высоким показателем, означающим, что каждая вторая декларация является неполной или заполнена неверно.

«TI — Georgia» отмечает, что по сравнению с 2021 годом ситуация с неверно заполненными декларациями ухудшилась, поскольку, согласно отчету, в прошлом году были оценены негативно 42% деклараций, а в отчете за 2022 год это число достигло 83%.

По мнению авторов отчета, высокий уровень нарушений зафиксирован среди руководителей государственных предприятий и некоммерческих организаций (67%) и муниципальных служащих (55%).

Что касается должностных лиц на секретных должностях, то в 2022 году было проверено 27 таких деклараций, из них в 11-ти (41%) выявлены нарушения.

По данным  «TI- Georgia», в большинстве деклараций, получивших негативную оценку в 2022 году, одновременно фиксируется несколько видов нарушений:

«Например, среди более половины (53%) должностных лиц были зафиксировали три и более вида нарушений, что означает, что значительная часть сведений, представленных в декларациях, является недостоверной и/или неполной».

Как указывает организация, это подрывает значимость декларирования имущественного положения в качестве антикоррупционного механизма.

Кроме того, согласно отчету о мониторинге за 2022 год, больше всего нарушений — по 8 категориям зафиксировано у заместителя государственного представителя в муниципалитетах Адигени, Аспиндза, Ахалцихе, Ахалкалаки, Боржоми и Ниноцминда Зураба Хачидзе.

Хачидзе не задекларировал принадлежание ему и его семье: недвижимое имущество, предпринимательскую деятельность, счета в банках, другие расходы и доходы; он также не задекларировал полученную в течение года заработную плату и заключенный контракт; он неправильно задекларировал сумму на банковских счетах.

TI отмечает, что Хачидзе не предоставил информацию о банковском счете члена семьи даже после запроса Бюро государственных услуг.

Что касается категорий нарушений, то, согласно документу, в 2022 году чаще всего (78%) декларанты не указывали и/или неверно указывали сведения, касающиеся членов семьи — в том числе о доходах члена (членов) семьи, недвижимого и движимого имущества, банковские счета, контракты и материальные выгоды, полученные от них.

Как указывают в организации, настораживает и тот факт, что с 2019 года ежегодно увеличивается количество нарушений, связанных с указанием данных члена(ов) семьи.

В частности, по заявлению TI, если в 2019 году этот вид нарушения фиксировался в 63% отрицательно оцененных деклараций, то в 2022 году этот показатель увеличился до 78%:

«Масштабное сокрытие/неуказание или неполное представление информации должностными лицами при подаче деклараций, помимо того, что является прямым нарушением законодательства, препятствует полноценному осуществлению внешнего мониторинга со стороны гражданского общества и СМИ.

Кроме того, важным недостатком является то, что информация о масштабах выявленного нарушения не публикуется. Из отчета бюро невозможно узнать, сколько и какая стоимость недвижимого имущества не была указана чиновником (например, дача или гараж или чердак, одна единица имущества или несколько и т.д.)», — говорится в сообщении.

Кроме того, согласно отчету, в 2022 году впервые по результатам мониторинга деклараций в Прокуратуру Грузии не было направлено ни одной декларации.

TI отмечает, что, к сожалению, в Грузии механизм мониторинга деклараций об активах не используется для выявления коррупции на высоком уровне.

По данным организации, в результате 6-летнего мониторинга в прокуратуру было направлено всего 11 заявлений, при этом список предполагаемых случаев служебной несовместимости, конфликта интересов и коррупции, в том числе незаконного обогащения, выявленных местными неправительственными организаций и журналистов растет с каждым годом.

По мнению организации, малое количество заявлений, направленных в прокуратуру, и отсутствие должного реагирования свидетельствуют о слабом механизме контроля.

«Небольшое количество дел, направленных в прокуратуру, может свидетельствовать: с одной стороны, об отсутствии политической воли для выявления коррупционных правонарушений; и, с другой стороны, это может быть связано с дискреционным принятием решений о характере (не по существу или по существу) нарушений со стороны Бюро государственной службы.

Хорошей иллюстрацией этого является тот факт, что в отчете о мониторинге за 2021 год в описании видов нарушений говорится, что «в 44% деклараций с отрицательной оценкой нарушение было в разделе недвижимости, в котором недвижимость была [непреднамеренно] упущена …» В отчете за 2022 год тоже в разделе о категориях нарушений Бюро снова использует термин «упущение». Непонятно, как Бюро установило, что чиновник непреднамеренно «пропустил» в декларации часть недвижимости и не пытался это скрыть», — указано в отчете.

TI отмечает, что в 95% деклараций, проверенных на основании мотивированных обращений СМИ и НПО в 2022 году, было подтверждено нарушение.

Материал Netgazeti