Растущая напряженность между Арменией и Азербайджаном и в Нагорном Карабахе усиливает опасениям о том, что новая эскалация или полномасштабная война могут быть неизбежны.
Напряженность растет с 5 март, когда произошло столкновение между полицейскими Нагорного Карабаха и азербайджанскими войсками в районе Лачинского коридора, заблокированного уже более 3 месяцев.
С тех пор и Армения, и Нагорный Карабах регулярно обвиняют Азербайджан в нарушении режима прекращения огня, распространяя сообщения о том, что гражданские лица в Нагорном Карабахе подвергаются обстрелам.
В среду Министерство обороны Армении сообщило, что на границе с Нахичеванью, к югу от Еревана, был убит солдат.
Баку также обвинил Ереван и Степанакерт в многочисленных нарушениях режима прекращения огня; 20 марта они заявили, что азербайджанский солдат был ранен на армянской границе на юге страны.
Азербайджан также обвинил российских миротворцев в сопровождении армянских войск и оружия в Нагорный Карабах, при этом Армения отрицает эти сообщения, а Россия сообщает только о гуманитарных транспортных средствах, проходящих через Лачинский коридор.
Напряженность на границе сопровождается враждебной риторикой в Баку. На прошлой неделе во время празднования Навруза президент Ильхам Алиев заявил, что если армяне хотят «комфортно жить на территории площадью 29 000 квадратных километров» — размером с Армению — они должны признать границы Азербайджана и подписать мирный договор «в соответствии с нашими условиями».
«Если Армения не признает нашу территориальную целостность, мы тоже не признаем ее территориальную целостность», — сказал он.
Такие комментарии вызвали в Армении широко распространенные опасения, что Азербайджан закладывает основу для нападения на Нагорный Карабах или саму Армению.
Тигран Григорян, ереванский политолог и руководитель Регионального центра демократии и безопасности, предупредил, что теперь вероятна новая эскалация.
«Тенденция такова, что каждый раз [Азербайджан] пытается увеличить масштаб напряженности, чтобы посмотреть на международную реакцию», — сказал Григорян в интервью OC Media, добавив, что Азербайджан также хочет проверить «красные линии» России.
Вторжение Азербайджана в Армению в сентябре 2022 года завершилось после беспрецедентной международной критики, направленной именно на Азербайджан.
Григорян сказал, что целью Азербайджана в новой эскалации может быть принуждение Армении и Нагорного Карабаха принять условия Азербайджана, поскольку мирные переговоры зашли «в тупик».
Официальные лица в Армении также забили тревогу. Выступая в парламенте в среду, министр иностранных дел Арарат Мирзоян сказал, что нынешняя риторика, исходящая из Баку, указывает на повышенный риск эскалации.
«Всегда существует риск агрессии, независимо от переговоров и конструктивного подхода Армении во время переговоров», — сказал он.
Мирзоян добавил, что в случае начала войны в Нагорном Карабахе армянское население региона рискует подвергнуться этнической чистке.
Азербайджанские чиновники и проправительственные деятели также подлили масла в огонь.
После комментариев Алиева несколько чиновников разместили в интернете аналогичные заявления, утверждая, что Армения должна «ответить на мирные предложения Азербайджана», чтобы получить возможность жить в своих международно признанных границах.
Некоторые также перешли на использование армянского названия Армении — Айастан — в явной попытке оскорбить Армению.
Комментируя ситуацию в начале марта, азербайджанский писатель и активист Самад Шихи сказал, что правительство пытается создать предлог для военных действий, представляя другую сторону как не желающую вести переговоры.
Он сказал, что правительство и проправительственные СМИ уже пытаются «создать в обществе поддержку [военных действий]».
«Именно государство и его пропаганда формируют мышление людей», — написал Шихи. В Азербайджане есть только один институт (правительство), который создает идеи и управляет ими».
«Администрация президента старается как можно чаще публиковать подобную информацию в СМИ и старается сделать ее видимой для всех», — добавил он.
Неясно, какой может быть международная реакция, если произойдет новая вспышка военных действий.
Россия, традиционный союзник Армении, все больше отдаляется от армянского правительства.
Выступая 16 марта, премьер-министр Армении Никол Пашинян повторил заявление о том, что Россия является «гарантом безопасности» Нагорного Карабаха в соответствии с соглашением о прекращении огня от 2020 года, которое положило конец второй войне. В соответствии с этим соглашением в регион были направлены российские миротворцы.
Пашинян также призвал Россию обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой принять меры по защите армян Нагорного Карабаха, если их миротворцы будут «не в состоянии» сделать это.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова отвергла его заявления, заявив, что «в соглашении нет упоминания о российских гарантиях в отношении Карабаха», и что призывы к Совету Безопасности вмешаться — «чудесный ход».
Официальная риторика Азербайджана также становится все более враждебной по отношению к России. С начала марта Баку часто обвиняет Москву в сопровождении армянской военной техники и войск в Нагорный Карабах в обход заблокированного Лачинского коридора.
Также все чаще высказываются предположения о потенциальной роли Тегерана в возобновлении военных действий.
В среду заместитель министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани встретился в Ереване с секретарем Совета национальной безопасности Армении Арменом Григоряном. Согласно заявлению Армении, они обсудили «региональную безопасность» и ситуацию на армяно-азербайджанской границе и в Нагорном Карабахе.
После Второй нагорно-карабахской войны Иран стал более благосклонно относиться к Армении.
Страна ранее заявляла, что не позволит Азербайджану угрожать ее общей границе с Арменией. Одним из требований Азербайджана к Армении был коридор через южную Армению, соединяющий запад Азербайджана с эксклавом Нахичевань.
Визит Кани состоялся на фоне продолжающейся напряженности в отношениях между Азербайджаном и Ираном.
10 марта, во время визита министра разведки Израиля Гилы Гамлиэль в Баку, Азербайджан обвинил Иран в нарушении воздушного пространства. По их словам, военный самолет пролетел вдоль границы вокруг районов на юге страны, которые Азербайджан взял под свой контроль в 2020 году, пересек границу Азербайджана и вернулся обратно. Sova News