фото из архива
«Ситуацию можно определить так: либо никаких переговоров нет, либо применение силы является частью этих «переговоров»», — так охарактеризовал происходящий в Вашингтоне процесс политический обозреватель Акоп Бадалян.
На фоне встречи глав МИД Армении и Азербайджана, начавшейся 27 июня, Баку использовал БПЛА в Нагорном Карабахе, в результате чего погибли четверо военнослужащих. Минобороны Армении сообщает о том, что азербайджанские ВС в очередной раз обстреляли строящийся в Ерасхе армяно-американский завод. В связи с этими инцидентами из НК прозвучало требование, чтобы армянская делегация «немедленно прекратила переговоры», пока не будет установлено полноценное перемирие как на линии соприкосновения с НК, так и на армяно-азербайджанской границе».
По словам Акопа Бадаляна, Азербайджан не может игнорировать США, он может просто быть уверенным, последует ли реакция на его действия. Аналитик считает, что отсутствие реакции означает «как минимум лояльное отношение к применению силы Азербайджаном».
Это второй раунд переговоров Мирзоян-Байрамов при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена. Он был назначен на 12 июня, но по просьбе Баку был перенесен. Первый раунд переговоров прошел 1-4 мая. По итогам встречи совместное заявление подписано не было, стороны ограничились лишь пресс-релизом, в котором было зафиксировано, что «позиции по некоторым ключевым вопросам по-прежнему расходятся».
Армяно-азербайджанские переговоры при посредничестве госсекретаря Энтони Блинкена продолжатся до 29 июня.
Сообщается, что в первый день состоялись встреча Блинкен-Байрамов, трехсторонние переговоры, а также двусторонние обсуждения армянской и азербайджанской делегаций.
В ходе беседы с Блинкеном министр иностранных дел Азербайджана говорил, что «для успешного завершения мирного процесса важно избегать провокационных шагов». Однако в первый же день переговоров в Вашингтоне азербайджанские ВС открыли огонь по строящемуся в Ерасхе армяно-американскому заводу, позже ситуация обострилась и в НК.
Премьер-министр Армении призвал международное сообщество «предпринять практические шаги» для обеспечения прав и безопасности населения Нагорного Карабаха. В своем микроблоге в Twitter он написал о «высоком риске дестабилизации на Южном Кавказе».
Парламент непризнанной НКР принял заявление с требованием к делегации Армении в Вашингтоне:
«Немедленно прекратить начатые переговоры – до установления полноценного перемирия на линии соприкосновения с Арцахом и на границах Республики Армения и предоставления документальных гарантий его соблюдения. В противном случае продолжение переговоров будет означать поощрение агрессивного поведения азербайджанской стороны и привилегированность на международном уровне».
Депутаты призвали Совет безопасности ООН и лидеров стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ
«Не представляю, какие могут быть переговоры в обстановке, когда одна из сторон ведет переговоры одновременно с применением силы или угрозой ее применения. И это обстоятельство не удостаивается адресной оценки кого-либо из посредников в переговорах, вообще международного сообщества.
Возможны ли переговоры в такой обстановке, или это просто попытка диктовать условия, где Еревану остается только одно — противостоять?
Переговоры должны предполагать определенный баланс сил. Я имею в виду не только военную силу, но и атмосферный баланс в целом».
«Обстрелы в Ерасхе продолжаются уже несколько дней. По большому счету, они не прекращались. После первого обстрела, когда двое рабочих получили ранения, США выразили глубокую обеспокоенность на уровне твита представителя Госдепа.
Но Азербайджан это не обеспокоило. Стрельба в направлении завода продолжалась даже после того, как его владельцы установили на территории флаги Армении и США.
Думаю, что Азербайджан не может игнорировать США, он может быть только уверен, отреагируют США или нет. Вот почему я говорю о признаках лояльности. В качестве показателя эффективности усилий достижения мира я считаю важным призвать Азербайджан к ответственности за применение силы или ее угрозу. Когда мы этого не видим, я сильно сомневаюсь в эффективности мирного процесса».
«Давайте зафиксируем два существенных обстоятельства между первым и вторым раундами переговоров в Вашингтоне. 28 мая Алиев выступил с известной речью. Он открытым текстом выдвинул ультиматум руководству и народу Арцаха: «Будете жить так, как я предлагаю, удостоитесь прощения». После выступления Алиева представитель Госдепартамента США приветствовал приверженность премьера Армении миру и заявление Алиева об амнистии.
Затем в российской прессе произошла утечка о том, что США пытаются организовать прямой разговор между представителями НК и Баку в третьей стране и оказать давление на Арцах. В сообщении говорилось, что в случае отказа «карабахского руководства ему угрожают проведением азербайджанской контртеррористической операции».
После этой утечки мы не дождались официального опровержения или разъяснения со стороны США, что такого давления на представителей Арцаха не было. Почему не было опровержения?
Эти два обстоятельства — реакция на выступление Алиева и отсутствие реакции на утечку — позволяют говорить о том, что применение силы со стороны Азербайджана воспринимается как минимум лояльно. Это вызывает беспокойство. И возникает вопрос, насколько эти переговоры на самом деле являются переговорами. Или это убеждение или оказание давление на одну сторону, чтобы она согласилась на какие-то условия».
«Если бы посредничество США было невыгодным, неблагоприятным, то Азербайджан просто не участвовал бы в этих встречах. Если Азербайджан может поехать на переговоры и через несколько часов применить силу против Арцаха с помощью БПЛА, то он может позволить себе и не участвовать в них. Если он отправляется в Вашингтон, значит, нежелательного для него контента нет, по крайней мере, нет какого-либо давления.
Повторяю, прямой реакции США на действия Азербайджана мы не видим. Да, из России тоже мы этого не видим, но мы уже все знаем про Россию, никаких секретов нет. Совершенно ясно, что Россия ни в коем случае не пойдет против Азербайджана. Но надо понимать, что США тоже не пойдут.
Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта для них всего лишь средство решения своих геополитических проблем, борьбы за влияние между собой и так далее».
«Цели Азербайджана ясны, он ставит задачу, так сказать, реинтеграции Арцаха. Азербайджан заявляют об этом очень четко и открыто.
Когда премьер-министр Армении заявляет, что признает территориальную целостность Азербайджана, в которую входит и Арцах, даже это не удовлетворяет Азербайджан. Вместо этого заявление Баку требует предпринять вполне конкретные шаги: расформирование армии Нагорного Карабаха и т.д., по сути, расформирование непризнанной государственности Арцаха».
«То, что кто-то ставит вопрос диалога Степанакерт-Баку, само по себе ничего не значит. Диалог может быть по разным вопросам и в разных форматах. Этот же диалог может быть и о реинтеграции в Азербайджан. Если какой-либо международный актор говорит, что диалог важен, это не значит, что он говорит — Баку важно признать НК.
Естественно, Баку предлагают поговорить с армянами НК. Баку тоже говорит, мол, буду говорить — на своих условиях. Ереван отвечает: «Эти условия нас не удовлетворяют».
Думать, что Баку принуждают к переговорам со Степанакертом, — это оторванность от реальности. Наоборот, мы видим, по крайней мере, в форме политики шантажа со стороны Баку, что на Степанакерт оказывается давление. Для того, чтобы он вступил в диалог с Баку — в рамках той логики, которую выдвигает Баку».
Материал jam.news