Премьер-министр Армении Никол Пашинян часто говорит о наличии политической воли подписать мирный договор с Азербайджаном, причем он настаивает на возможности подписания документа в ближайшие месяцы. Правда, премьер не забывает подчеркнуть, что не может «подписать его в одиночку», то есть необходимо подобное намерение и с азербайджанской стороны. В команде премьера говорят даже о возможности подписания соглашения до конца года.
В экспертном сообществе не разделяют этот оптимизм, напоминая о недавней отмене армяно-азербайджанских переговоров на высшем уровне в Гранаде и Брюсселе. А теперь Азербайджан отказался и от встречи на уровне министров иностранных дел, запланированной на 20 ноября в Вашингтоне.
Если до недавнего времени Азербайджан обвинял в предвзятом отношении Францию, то после слушаний в Конгрессе по карабахскому вопросу объявил об «одностороннем подходе» США.
«Мы четко заявили, что отношения с Азербайджаном после 19 сентября [военная операция в Нагорном Карабахе, в результате которой все армяне покинули свои дома] не будут нормальными, пока мы не увидим прогресс в мирных переговорах. По этой причине мы отменили несколько визитов высокопоставленных лиц и осудили действия Баку. 907-я поправка, запрещающая военную помощь Азербайджану, будет оставаться в силе до тех пор, пока ситуация не улучшится», — заявил в ходе слушаний помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен.
Почему Баку отказывается от переговоров с Арменией на западных площадках, насколько вероятно подписание мирного соглашения до конца года? Комментарий политолога Роберта Гевондяна.
«Есть вероятность подписания какого-либо документа, учитывая то, что 2024 год — год выборов. Они пройдут в США, России, Украине и Европейском парламенте. В разгаре этих избирательных процессов вполне возможно, что в какой-то момент силовые центры придут к консенсусу и Армения и Азербайджан будут вынуждены что-то подписать под этим международным давлением.
Если это произойдет, то это будет вовсе не окончательный документ, мирное соглашение, а, например, дорожная карта. Либо документ, в котором будет говориться, что стороны обязуются не применять силу и продолжать переговоры.
Я не вижу возможности подписания в ближайшем будущем соглашения, достижения договоренностей по таким важным для Армении и Азербайджана вопросам, как делимитация, демаркация, разблокирование инфраструктур».
«На Армению сейчас оказывают давление. Москва и Баку, а также Анкара пытаются заставить власти Армении поехать на переговоры в Россию. Но это давление не дает результатов.
Армянской стороне удается противостоять этому давлению, защитить свою позицию. И единственным инструментом противостояния этим вызовам является диверсификация, то есть вовлечение других игроков. Прежде всего, речь идет о западных партнерах, а также Иране, Индии и других странах. Совокупность позиции этой группы позволяет Еревану противостоять давлению Москвы, Баку и Анкары».
«Азербайджан — в эйфории после победы. Если оценивать объективно, то — да, не в его интересах идти сейчас на какие-либо уступки, отступать от своих требований. А требования его неисчерпаемы. Именно поэтому Баку пытается сорвать переговоры на всех тех площадках, где можно достичь хотя бы промежуточного результата.
В случае с московским форматом окончательных договоренностей не будет. Россия заинтересована в том, чтобы в конфликте остались нерешенные вопросы, чтобы продолжать играть на них. И на данный момент интересы Азербайджана совпадают с этой позицией. Именно по этой причине азербайджанцы пытаются перенести переговоры в Москву, чтобы соглашение не было достигнуто, процесс затянулся».
Материал jam.news