Материал jam.news
Мюнхенская конференция по безопасности 2024 года собрала на одной площадке политическую элиту из почти 150 стран. В Мюнхен отправились и лидеры Армении и Азербайджана. В рамках международного форума запланированы двусторонние встречи премьера Армении Никола Пашиняна с коллегами. Встреча с Ильхамом Алиевым не подтверждена.
Если она состоится, в чем армянские эксперты сомневаются, то она будет первой после длительного игнорирования западных площадок азербайджанским президентом. Примечательно также, что возможной встрече предшествовала очередная эскалация на границе, во время которой погибли четверо армянских военных.
Накануне отъезда глав Армении и Азербайджана в Мюнхен со скептическими и критическими заявлениями относительно посредничества Запада выступили российские чиновники.
В частности, секретарь Совбеза России Николай Патрушев заявил: «Запад стремится раскачать ситуацию на Южном Кавказе и помешать урегулированию между Арменией и Азербайджаном, что привело к обострению обстановки».
«Будущее Южного Кавказа должно определяться странами, для которых этот регион – общий дом. Ни США, ни Франция, ни государства ЕС к таковым странам не относятся. Поэтому контрпродуктивно затягивание в регион нерегиональных сил, западников. К чему, к сожалению, склонен Ереван. Их цель – выдавить из процесса Россию и создать в непосредственной близости от ее границ еще один очаг напряженности», — заявил замминистра ИД России Михаил Галузин.
Как могут развиваться события в Мюнхене и каковы цели Азербайджана – в краткосрочной и долгосрочной перспективе? Комментарий азербайджановеда Татевик Айрапетян.
«Заявления российских чиновников очень похожи на заявления, которые озвучиваются от официального Баку. Если даже их озвучивает не сам Алиев, а депутаты правящей силы. Риторика Алиева и всей его команды направлена против Запада, его присутствия в регионе. И последняя эскалация – часть этой политики.
В то же время, Алиев достаточно хитрый и не хочет идти на конфронтацию с Западом. Другое дело, что Алиев не хочет продолжать переговоры с Арменией в западном формате.
И если в Мюнхене встреча все же состоится, то он сделает все, для того, чтобы она была безрезультатной и несла формальный характер.
На западных площадках Алиев уже получил все, что ему нужно: признание Арменией своей территориальной целостности, Арцах. И теперь, когда пришло время расплачиваться, то есть признать территориальную целостность Армении, Алиев пытается избежать этого.
В этом плане он очень тесно сотрудничает с Россией. Но не разрывает окончательно связи с Западом, чтобы не выглядеть диктатором».
«Аппетиты и требования Азербайджана растут с каждым днем. Своими выборами, голосованием всей семьей в Нагорном Карабахе, провозглашением после выборов «новой эры» Алиев зафиксировал: в регионе вопросы будут решаться угрозой применения силы и войной. Все, что произошло в Арцахе – этническая чистка, насильственное переселение армян – он уже переварил.
Заявления Алиева, как до своих выборов, так и после них, четко демонстрируют его политическую линию.
Например, в своем выступлении на инаугурации он говорил о мощи своей армии, приобретении новой военной техники. И одновременно угрожал Армении: если она не выполнит его требования, то заплатит за это, как пример расплаты напоминал последствия 44-дневной войны 2020 года».
«Алиев пытается атаковать страны, поддерживающие Армению. Называет их покровителями Армении, вставшими на неверный путь. Последняя эскалация с убийствами армянских военных на границе, вся пропаганда и риторика Баку направлены против Запада. В первую очередь, в лице европейской гражданской миссии, которая мониторит ситуацию на границе Армении с Азербайджаном. Далее следуют Франция, Евросоюз, США.
Алиев намерен повторить карабахский сценарий в Армении, изолировав ее. Чтобы его действиям никто не дал оценки, чтобы не было обвинительных заявлений.
Одной из целей блокады Арцаха было оторвать его от мира, изолировать, чтобы никто, кроме русских миротворцев, которые там находились, не понял, что на самом деле происходит.
То же самое с Арменией. Если не будет европейской мониторинговой миссии, которая патрулирует армяно-азербайджанскую границу, Баку легче будет действовать. Одновременно выдворение Запада из региона можно будет продать той же России и попытаться получить дополнительные дивиденды.
Это цель Азербайджана на данном этапе, на ближайшее время. Если Запад продолжит лишь выступать с заявлениями, мы станем свидетелями новых эскалаций на разных участках границы».
«Алиев – стандартный диктатор, который боится силы в любом ее проявлении и рисков для собственной репутации.
Это может быть сила, которая внутри Азербайджана создаст разные проблемы для него. Сила, которая на международных площадках может создать проблемы для его репутации. Только такие факторы могут стать сдерживающим фактором для него.
Алиев знает, что с Россией нельзя портить отношения, потому что будут последствия. Знает, что случае с Западом дальше призывов дело не дойдет. А призывы, заявления, решения судов можно игнорировать. Они не создают для Алиева головной боли. Знает, что потом европейские чиновники пожмут его руку, предложат сотрудничество и призовут вернуться за стол переговоров.
Запад не воспринимает Алиева как стандартного диктатора, который агрессией пытается решать вопросы? В любой другой подобной ситуации Запад обычно поступает по-другому. А причиной тому – интересы самого Запада.
Газовые запасы Азербайджана очень малы, чтобы обеспечить какую-то часть европейских потребностей. Но через Азербайджан поставляется российский газ. Баку получает его у России и продает той же Европе. Эта схема известна всем, но она и выгодна всем. Чем и пользуется диктатор».
«Очевидно, Алиеву не нужен никакой мирный договор, который будет ограничивать его действия. Ему нужен процесс, который уничтожит Армению, как государство.
Именно поэтому он ввел тезисы «Западный Азербайджан», «нынешняя Армения – наши исторические земли» и пр. В заявлениях минобороны Азербайджана все названия населенных пунктов Армении изменены и представляются как азербайджанские. Баку недавно ввел в оборот термин «условные границы».
Он не признает советские карты 1975 года, по которым Пашинян предлагает проводить делимитацию границы. Алиев настаивает на картах 1918-20гг.
К этому и Россия, и Запад относятся отрицательно. Логика Азербайджана по этому вопросу поражает даже Москву.
Именно поэтому Баку предлагает Армении двусторонние переговоры без посредников по принципу «я тебе скажу, что делать, а ты это просто сделаешь».
Но у России свои интересы. Она хочет, чтобы всякий процесс происходил с ее участием, чтобы диктовать свои условия как посредник.
Российская площадка нежелательна и рискованна для Пашиняна с учетом того, что он позиционирует себя как прозападный политик. Но западных площадок избегает Алиев. Поэтому в последнее время стали возможны прямые переговоры.
В целом уничтожение Армении не в интересах как Запада, так и других стран региона, в частности, Ирана, Грузии и даже России. У Москвы сейчас совпадение интересов с Баку по очень многим вопросам, но не в этом.
В этой ситуации нам нужно правильно работать, постоянно указывать на то, что Азербайджан ведет антизападную политику, хочет полностью выдворить Запад из региона, демонизирует его, тем самым увеличивая риски войны в и без того щепетильной ситуации. Вместе с тем, нашими западным партнерам надо представлять свои собственные ожидания и требования от них».
«Москва и Баку требуют, чтобы Ереван открыл коридор через Мегри [город на юге Армении] под видом коммуникаций, которые свяжут Нахичевань с Азербайджаном, и отказался от контроля передвижения.
Россия стремится к тому, чтобы самой осуществлять контроль на дороге. В качестве временного решения Азербайджан устраивает такое решение. И в Бердзоре [Лачинском коридоре] после войны 2020 года поначалу стояли русские. Потом коридор перешел под контроль азербайджанцев.
Россия взяла на себя обязательства и по части безопасности арцахцев, которые тоже полностью провалила. Все это привело к полному исходу армян со своей родины. И сейчас она хочет расположиться на стратегически важных участках границы Армении без каких-либо четких гарантий.
Это очень рискованно с точки зрения безопасности нашей страны, особенно с учетом геополитической ситуации, совпадения российских и азербайджанских интересов.
Против российского контроля выступает и Запад. Но в этом сложном геополитическом процессе бо՛льшую роль играет Иран, благодаря которому до сих пор Баку не пробил коридор».
«Логика эскалаций будет сохраняться. На фоне мощной информационной войны против Армении под ударом окажутся участки территорий, связывающие Армению с Ираном и Грузией, весь Сюник [южная область Армении, граничащая с Азербайджаном]. На эти территории указывает сама азербайджанская пропагандистская машина.
Алиев продолжит логику ползучей войны так долго, пока не появится более удобная геополитическая ситуация, чтобы пойти на решительные действия. Сейчас для таких действий не очень благоприятная ситуация. Запад постоянно напоминает о неприкосновенности суверенной территории Армении, возможны и закулисные предупреждения.
Кроме того, Баку с подачи Еревана планирует Конференцию ООН по изменению климата (COP), что сдерживает военные амбиции Алиева. Если он пойдет на широкомасштабную войну, Азербайджан может лишиться этого мероприятия, которое для Алиева очень важно. Оно даст еще одну возможность легитимизировать его диктатуру.
Обычно на решительную агрессию идут в условиях большого консенсуса или молчания, как это произошло с Арцахом. Кстати, в случае с Арменией тоже не исключены сделки. Например, если Азербайджан согласится стать плацдармом против Ирана».