«Я — Арам, и я все могу!» — на просьбу представиться 6-летний Арам Караханян из Карабаха отвечает известной пословицей. В армянском языке имя «Арам» рифмуется со словом «могу» [прим.ред].
Мы беседуем с ним в дошкольном образовательном учреждении при ереванской школе №196 имени Ашота Навасардяна, где он учится после того, как вследствие депортации армян из Нагорного Карабаха, в сентябре 2023 года, его семья переехала в Армению.
Как заявила 27 сентября 2023 года министр образования, науки, культуры и спорта Армении:
«Каждый третий беженец из Карабаха, прибывший в Армению – ребенок».
По состоянию на октябрь 2023 года из Карабаха в Армению стали беженцами 7996 детей в возрасте с младенческого возраста до 5 лет и 21266 детей — от 6 до 19 лет.
Арам Караханян, Фото: Медиамакс, 2024
«Мы жили в Карабахе. Там было очень хорошо. Играл, а летом ходил на бассейн. Мама помогала мне плавать. Так и жили, а потом услышали первый выстрел, случилось все это и приехали в Ереван», — рассказывает 6-летний Арам на арцахском диалекте в ответ на мой вопрос о жизни в Карабахе.
Вместе с более чем 100 тысячами армян семья Арама была вынуждена покинуть родной Степанакерт (адм.центр региона) в сентябре 2023 года.
— «В Степанакерте я ходил в детский сад «Сосе», затем — в дошкольное образовательное учреждение. Мою учительницу звали Анна. У меня были друзья, мы играли в прятки и салки. У нас было игрушечное оружие, и мы построили «пост», чтобы защищать свои дома», — рассказывает 6-летний ребенок, которому уже с этого возраста пришлось осознать, что дом нужно защищать всегда.
Фото: Медиамакс
Мать Арама Лира Мирзоян вспоминает, как уезжая из Карабаха, закрыла дверь дома в надежде, что вернётся через пару недель.
— «Я сознательно закрывала дверь, думая: позже опасности не будет, мы скоро вернемся. А сейчас нам приходится сталкиваться с реальностью изо дня в день, и это очень сложно», — рассказывает молодая женщина и добавляет:
— «Слава Богу, в Ереване живет брат мужа. Здесь, в их доме, нас встретили с большой заботой. Со временем мы нашли квартиру по найму, переехали и начали задумываться об образовании детей. Арам поступил в дошкольное образовательное учреждение при школе №196 имени Ашота Навасардяна.
Никогда не забуду ту теплоту, с которой нас встретил директор и весь коллектив в первый день. У меня две дочери, одной 16, другой 12 лет. Старшая в этом году заканчивает школу и собирается изучать экономику.
Правда, пока у нас нет возможности дополнительных занятий по подготовке к поступлению в университет, но необходимые знания она старается получить самостоятельно.
Моя 12-летняя дочь училась в семинарии имени ученого Анания Ширакаци. Она располагалась в Степанакерте. После переезда с нами связались из ереванского филиала семинарии и предложили бесплатно продолжить обучение, а также предоставили транспорт до семинарии. Эта поддержка чрезвычайно важна для нас».
В декабре 2022 года Азербайджан блокировал нагорный Карабах, отрезав единственную «дорогу жизни», связывающую регион со всем миром. Таким образом, Карабах был лишен продовольствия, медикаментов, других предметов первой необходимости, а также электро и газоснабжения.
— «Во время блокады не было игрушек. У меня их было много, но купить новую было невозможно. Их нигде не продавали», — вспоминает Арам и продолжает перечислять самые интересные и ставшие недостижимыми для него потребности:
«Не продавали ни мороженного, ни сока — вообще ничего».