«ЕС может видеть в Армении потенциал или теоретически представить Армению членом Евросоюза, но только в том случае, если страна будет соответствовать установленным здесь стандартам», — говорит политолог Роберт Гевондян.
Он подчеркивает, что хотя Армения и является потенциальным кандидатом на членство в ЕС, соответствие стандартам в данном случае имеет решающее значение: «Ведь тут мы имеем дело не с Евразийским экономическим союзом, созданным Россией, где главное – участие».
По словам Гевондяна, на пути в ЕС Армении предстоит преодолеть множество проблем – от финансовых до политических. Политолог не исключает того, что именно по этой причине власти страны не спешат представить заявку на членство.
«У властей Армении есть явное желание продолжить путь европейской интеграции. А членство в ЕС является одним из этапов европейской интеграции. Но на этот момент я не вижу четкого решения о том, что мы обязательно дойдем до этапа членства.
Членом ЕС становятся не подписанием одного документа. Нужны комплексные реформы, это процесс, который физически невозможно завершить за один-два года, даже если у государства нет финансовых проблем.
Армения должна пройти определенный путь, выполнить домашнее задание, что будет очень сложно осуществить даже в течение 5-10 лет. И после того, как будет представлена заявка на членство, не стоит рассчитывать, что Армения войдет в ЕС раньше, чем через 10 лет.
Именно в этой логике власти Армении не склонны проводить сейчас референдум по вопросу о вступлении в ЕС, как это предлагают прозападные партии. Поскольку это предполагает подачу заявки на членство в короткие сроки. А это означает, что Армения возьмет на себя обязательство в течение 10-15 лет в ускоренном темпе выполнить свое домашнее задание. А это по многим параметрам может не соответствовать нашим возможностям. Образно говоря, придется из кожи вон лезть, чтобы выполнить эти обязательства.
При этом могу сказать, что власти действуют гораздо осторожнее, чем следовало бы, и чрезвычайно нерешительны. Но они тяготеют к тому, чтобы сначала выполнить необходимые обязательства в различных сферах и только после этого подать заявку на членство».
«Большинство – как в обществе в целом, так и среди политиков, партий – предполагают, что политическое будущее Армении – это путь европейской интеграции.
Наблюдаются и радикальные подходы. Есть политические силы, которые считают, что необходимо представить заявку на членство в ЕС сегодня же.
Но есть и такие, кто придерживается мнения, что необходимо провести комплексные реформы и только после этого подать заявку. Таков и подход властей Армении».
«Стандарты ЕС, которым должна соответствовать страна, претендующая на членство, многочисленны. Они касаются самых разных сфер. По многим параметрам Армения может оказаться перед такими проблемами, которые не может решить в одиночку. Например, железнодорожные пути на всей территории ЕС уже, чем были на постсоветском пространстве, и сейчас в Армении. Замена рельс железнодорожных путей приведет к необходимости замен колес поездов. Все это вопросы, которые можно решить за несколько лет, потратив несколько миллиардов долларов. А таких примеров не десятки, а сотни.
Не так, что Европейский союз требует решить все эти вопросы на 100 процентов до членства. Но по крайней мере большинство из них должны быть решены. Государство должно идти по этому пути, чтобы стать членом ЕС.
У нас много проблем в экономической сфере. Качество продукции, производимой в Армении, значительно отстает от европейских стандартов. Мы входим в экономический союз [ЕАЭС, действующий под эгидой России], где качество вторично, третично. И «мусор», который может производить местный бизнес, в Сибири можно легко реализовать. А бизнесмен при этом может получить хорошую прибыль. Соответственно, он не заинтересован в том, чтобы предпринимать действия по улучшению качества, тратить деньги на это.
Власти Армении должны найти методы, чтобы заставить этого бизнесмена двигаться. К примеру, создать дополнительные проблемы для его деятельности, увеличив налоговое бремя, чтобы он отказался от зарабатывания легких денег, пошел бы на улучшение качества своей продукции. Если мы станем членом ЕС, у нас будет возможность экспортировать свою продукцию в страны союза.
Пара случаев экспорта некачественных товаров может закрыть двери ЕС для армянской продукции. На этом и закончится экономическая интеграция Армении с Евросоюзом.
Словом, перед нами стоит больше вопрос политической воли для решения этих экономических преобразований.
Но, конечно, есть и политические проблемы. Есть проблема определения, конкретизации армяно-азербайджанской границы, есть проблема снижения риска войны в регионе. Можно часами перечислять эти сферы и проблемы».
«Проблема не в том, что страна [кандидат на членство в ЕС] должна сначала урегулировать все свои конфликты. Напомню, что греческая часть Кипра стала членом ЕС. Проблема не в том, что не должно быть конфликта, а в том, что он должен быть управляемым и на определенном уровне урегулирования. Смотрите, говорят, что Украина может стать членом ЕС в 2030-м. Но там продолжается война. Есть еще такие примеры.
Армения может стать членом ЕС, даже если останутся нерешенными какие-то проблемы с Азербайджаном, что я считаю неизбежным.
Что же касается армяно-турецких отношений, Турция является главным виновником того, что граница закрыта. Можно сказать, что только от Турции зависит принятие этого решения. В любой момент, когда Турция этого захочет, граница откроется. А если Армения станет государством-членом ЕС, окажется, что граница Армения-Турция является границей Евросоюза. И я думаю, это только ускорит открытие границы со стороны Турции».