Закон об иностранном влиянии оказывает значительное влияние на деятельность неправительственных организаций и СМИ, в том числе тех, которые занимаются защитой прав женщин. Внедрение закона вызывает множество вопросов и опасений среди НПО, так как он может ограничивать их возможности и эффективность.
Гоар Агджоян — психолог, тренер. Она работает в разных НПО. В беседе с Радио NOR Гоар утверждает, что основным защитником прав женин в Грузии являются неправительственные организации.
«Женщины бояться заявлять о своих проблемах, не знают как защищать свои права и часто становятся жертвами разного рода насилия, — физического, психологического, экономического и т.д. Разные НПО, например, «Sapari», «Femena», «Фонд Женщин», предлагают женщинам юридическую и психологическую помощь, помогают выходить из кризисных ситуаций и даже помогают найти работу. Если в рамках «закона о прозрачности» НПО, финансируемые западом, не смогут функционировать, множество женщин потеряют защиту и не смогут говорить о своих проблемах».
Гоар так же отмечает, что в Самцхе-Джавахети действует ряд программ, которые направлены на улучшение возможностей женщин, улучшение их осведомленности, созданию рабочих мест для женщин и предоставлению неформального образования для женщин. При задействовании «закона об иностранном влиянии», подобные программы не смогут быть финансированы из разных западных источников, что приведет к их закрытию и, следовательно, женщины потеряют к ним доступ. Многие женщины из Ниноцминда и Ахалкалаки, участвуя в разных неправительственных программах, получили гранты и теперь имеют свой собственный бизнес и возможность развиваться.
«Влияние «русского закона» на общество, особенно на этнические меньшинства, будет ощутимым. Сейчас мы молчим и не хотим полностью принять тот факт, как этот закон повлияет на нас. Мы думаем, что все хорошо и так и должно быть до тех пор, пока не ощутим влияние данного закона на собственной коже», — добавила Гоар.
Напомним, что 3 апреля “Грузинская мечта” перерегистрировала в парламенте Грузии законопроект об агентах иностранного влияния под слегка измененным названием «Закон об организациях, осуществляющих интересы иностранных государств». Соединенные Штаты и Европейский союз выступают против этого закона, заявляя, что он противоречит принципам ЕС.
Несмотря на противодействие тысяч граждан, общественных организаций и СМИ, парламент Грузии 14 мая, так называемый «российский закон» все же принял, и 28 мая он преодолел вето президента Грузии.
По закону, СМИ и неправительственные организации, которые получают более 20% финансирования от иностранных доноров, вынуждены регистрироваться как “организация, преследующая интересы иностранной державы” или подвергаются штрафу. Уклонение от регистрации или предоставления финансовой декларации наказывается штрафом в размере 25 000 лари. Субъект обязан в течение 10 рабочих дней после доступа к надлежащей веб-странице, заполнить заявку в электронном виде с соблюдением формы, установленной Министром юстиции Грузии, и подать ее в Агентство. Невыполнение обязательства по заполнению и подаче заявки влечет наложение штрафа в размере 10 000 лари. Продолжение совершения деяния, в течение одного месяца после применения административного взыскания, наложенного в последний раз за совершение того же деяния, влечет наложение штрафа в размере 20 000 лари.
В связи с принятием так называемого “российского закона” США ввели санкции против государственных чиновников. В июне общественности стал известен документ Еврокомиссии, согласно которому, если ситуация в стране не улучшится, Европа введет санкции в отношении персонала, прекратит финансовую помощь и, в крайнем случае, временно приостановит безвизовые поездки.
Введение закона об иностранном влиянии существенно осложняет деятельность НПО, работающих в области защиты прав женщин. Эти организации играют ключевую роль в борьбе за гендерное равенство и права человека, поэтому важно учитывать и минимизировать негативные последствия такого законодательства. Для обеспечения устойчивости и эффективности НПО необходимо найти баланс между требованиями к прозрачности и поддержкой их деятельности в интересах общества.