Закон об «Иностранном влиянии» оказывает существенное влияние, главным образом, на деятельность общественных организаций и СМИ. Закон требует от НПО зарегистрироваться в качестве агентов иностранного влияния.
3 апреля «Грузинская мечта» перерегистрировала в парламенте Грузии законопроект с несколько измененным названием «Об организациях, преследующих интересы иностранных государств». 14 мая парламент принял так называемый «российский закон». Принятие закона сопровождалось протестами.
Неправительственная организация «Молодежь за демократические перемены» действует с 2020 года, и работает в муниципалитетах Ниноцминда и Ахалкалаки уже 4 года. Основная цель организации – познакомить молодежь с методами и ценностями демократии.
Основатель вышеупомянутой организации, политолог Тигран Тарзян рассказал радио Nor о работе в этой сфере, опыте, трудностях и влиянии «российского закона».
«Мы основали нашу организацию вместе с местной молодежью 4 года назад. За последние два года мы провели большую работу. Основными донорами выступили USAID, посольство США в Грузии, IREX и др. Мы работали вместе с ними, и за это время ничего не скрывали, все было прозрачно. Как известно, одной из основных ценностей демократии является самоучастие. Результаты многих исследований показали, что процесс участия в Ахалкалакском и Ниноцминдском муниципалитетах идет не столь активно, а поскольку сотрудники нашей компании также молодые, мы решили работать в основном с молодежью. Путем участия и сотрудничества мы постарались довести приоритетные проблемы в селах до соответствующих органов, чтобы они включили их в свои планы и программы государственного бюджета, чтобы решить их в дальнейшем. У нас также были программы по дезинформации, повышению осведомленности о правах женщин и т. д. Также были трудности, связанные с сотрудничеством с органами местного самоуправления, организацией диалога между ними и тому подобными вопросами. Мы попытались подойти ко всему этому под другим углом и найти другие пути», — говорит Тигран Тарзян.
Основатель организации «Молодежь за демократические перемены» отметил: «Для молодежи проводились разного рода тренинги и встречи, где они изучали активизм, демократию, модель местного самоуправления в полном объеме и т.д. Более 20 молодых людей прошли соответствующие курсы и исходя из этого уже прошли практику, и это само по себе уже отличный результат».
Тигран считает, что, прежде всего, с помощью «Закона о прозрачности иностранного влияния» хотят положить конец сектору, который является независимым и представляет людям информацию о пробелах в правительстве, коррупции, нарушениях, проблемах и т. д. Также этими штрафами хотят наполнить госбюджет, потому что неправительственный сектор и без этого закона финансово прозрачен.
«Этот закон распространяется на всех граждан Грузии, потому что демократия нашей страны находится под угрозой. Наша организация не намерена регистрироваться в качестве агента иностранного влияния и будет продолжать свою деятельность, пока есть время. Надеемся дождаться решения Конституционного суда об отмене или внесении каких-то изменений в этот закон. Что касается выборов, могу сказать, что власть и ключ находятся в руках народа», — добавил Тарзян.
29 июля оппозиционные депутаты парламента Грузии подали иск в Конституционный суд против закона, принятого парламентом по инициативе правящего большинства «О прозрачности иностранного влияния». Дискуссии о приостановлении действия «российского закона» находятся в процессе Конституционного суда (КС) и решение по этому закону пока не принято.