С 4 апреля 2024 года перед зданием парламента Грузии проходили акции протеста в связи с принятием закона в российском стиле о ”прозрачности иностранного влияния». Протесты были организованы НПО и молодежными движениями, в них приняли участие активисты гражданского общества и простые граждане. Согласно закону, статус «организаций-проводников иностранного влияния» получат те юридические лица, чьи бюджеты хотя бы на 20 процентов состоят из зарубежного финансирования. Это абсолютное большинство грузинских СМИ и неправительственных организаций, которые в основном работают с западными фондами. Несмотря на усилия общества, парламент поддержал в третьем и заключительном чтении так называемый “российский закон”.
Этот закон негативно влияет и ограничивает работу независимых СМИ и гражданских организаций. Впоследствии этот закон, может коснуться всех граждан, так как это произошло в России и в Беларуси. В этих странах статус “иноагента” присвоен музыкантам, художникам, писателям, журналистам, блогерам, а также всем кто позволил себе критиковать власть. Некоторые из них находятся в заключении, часть были вынуждены покинуть родину.
О новом законе мы поговорили с юристом Теоной Мачарашвили.«Закон, который приняли этим летом в Грузии, является практически копией российского закона, который был принят в России еще в 2012 году . Он был признан не демократичным Европейским судом по правам человека в 2022 году. Этот закон противоречит Конституции Грузии в частности статье 78, в которой указано, что государство должно предпринять все меры в рамках своих полномочий для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский союз.
Этот закон является проблематичным для каждого гражданина Грузии поскольку он наносит ущерб возможности экономического развития, наносит ущерб репутации Грузии, как страны которая основана на правах человека и конечно же это мешает нам, потому что в глазах международных инвесторов страна не такая уж и безопасная. Конечно же в долгосрочной перспективе это создаст проблемы с экономической точки зрения, но так же и не безопасную среду для каждого гражданина, потому что этот закон наносит ущерб свободным СМИ и свободным НПО которые в своей работе служат защите прав человека, указанных в Конституции. Те законы которые существуют в Европе основаны на правах человека, на том чтобы свободные СМИ и НПО были максимально защищены, в них структура закона и структурная часть закона совсем иная. Законодательство там совсем другое, говорит Теона Мачарашвили.
Напомним, несмотря на многотысячные протесты и критику со стороны ЕС и США, власти Грузии приняли т.н. «российский закон», 28 мая парламент страны преодолел вето, наложенное на этот закон президентом. 3 августа закон вступил в силу, однако несмотря на крупные штрафы, предусмотренные законом, преобладающее большинство грузинских НПО и независимых СМИ, не стали регистрироваться в реестре созданном в рамках закона.
Так согласно официальной информации, к 3 сентября в Минюст Грузии за регистрацией обратились только 476 организаций. По данным СМИ, количество зарегистрировавшихся в ведомстве организаций составляет лишь 1,5% от общего числа НПО действующих в Грузии.
Противники регистрации заявили, что термин «проводящий интересы иностранной силы» является несправедливым клеймом, а сам закон, антидемократическим и лишающим страну перспективы интеграции в Евросоюз.
ЕС и США ранее уже заявили, что принятие закона «О прозрачности иностранного влияния» не соответствует нормам и ценностям ЕС, и его принятие негативно повлияет на евроинтеграцию Грузии.
Подробнее в нашей аудиозаписи Юрист Теона Мачарашвили