Как закон об «иноагентах» влияет на развитие сельского хозяйства, инфраструктуру и модернизацию агросектора

Материал Кристины Марабян.

Принятый в Грузии закон об «иноагентах» оказал неблагоприятное влияние на разные сферы, включая и сельское хозяйство, которое играет важнейшую роль в развитии  региона Джавахети. 

Как известно, принятие этого закона и общая смена внешнего курса Грузии весьма негативно сказались на отношениях с двумя крупнейшими партнерами — ЕС и США, которые на протяжении многих лет осуществляли в Грузии многомиллионные программы помощи.

Финансовая помощь направлялась на развитие сельского хозяйства, улучшение инфраструктуры и модернизацию агросектора. Она способствовала внедрению новых технологий, обучению фермеров и улучшению методов производства и управления. При финансировании ЕС в Грузии началась программа ENPARD – «Программа развития сельского хозяйства Европейского соседства и сельских общин в Грузии». 

Программы субсидирования помогали местным производителям повышать конкурентоспособность и выходить на международные рынки. Сотрудничество включало проекты, направленные на устойчивое использование природных ресурсов, охрану экологии и адаптацию к изменениям климата. Помощь в достижении соответствия грузинских продуктов к стандартам ЕС открывала новые рынки для экспорта. 

Эти меры способствовали укреплению аграрного сектора Грузии и улучшению благосостояния сельских жителей. 

Однако, задействование закона об «иноагентах» изменило ситуацию. Местные фермеры и сельскохозяйственные компании, получавшие поддержку от иностранных доноров, теперь не могут рассчитывать на финансовую помощь, как это было ранее. 

Закон об «иноагентах» стал причиной снижения инвестиций и привел к сокращению внешних вложений в аграрный сектор, что негативно сказывается на возможности модернизации и развитии технологий. 

Проблемы с взаимодействием с международными организациями и НПО снизят доступ фермеров к программам поддержки и обучения. В целом закон об «иноагентах» создал новые вызовы для агросектора Грузии, повлияв на его устойчивость и развитие.

Как заявил директор «Бизнес-центра Ахалкалаки» Махаре Мацукатова, многие доноры ушли из Грузии.

«С принятием этого закона правительство приостановило множество программ финансирования государственных инициатив. Это касается как государственных, так и частных программ, особенно в сельском хозяйстве и малом и среднем бизнесе. Также были приостановлены некоторые частные программы, направленные на поддержку и развитие, в том числе в контексте интеграции и внедрения тех регуляций, которые государство взяло на себя, подписав соглашение об ассоциации с ЕС», — говорит он.

По его мнению, вступление Грузии в ЕС стимулировало развитие многих сфер, однако с принятием этого закона все изменится.

«Да, были много вопросов, которые должны были внедряться в законодательное и общественное пространство, и их нужно было интегрировать. Многие программы работали над тем, чтобы эти нормативы внедрялись как на законодательном, так и на частном уровне. Например, это касалось продовольственной безопасности, например внедрения «Системы анализа рисков и критических контрольных точек» (HACCP), реализации программы «Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли» (DCFTA) и других важных программ. 

Работали по нескольким направлениям совместно с Министерством сельского хозяйства и частным сектором, чтобы они были информированы об этих изменениях. 

Параллельно была предоставлена техническая поддержка, включая обучение и тренинги, чтобы привести бизнес, например, молочный цех, к европейским стандартам и санитарным нормам. 

На сегодняшний момент пока неясно, как будет развиваться ситуация и насколько государство будет контролировать этот процесс, а также откуда бизнес будет получать техническую и информационную поддержку», — добавляет он.

Закон об «иноагентах»

Напомним, после принятия в Грузии закона об «иноагентах» США и ЕС заморозили часть выделяемой стране помощи. Так 8 октября 2024 года Представительство Евросоюза в Грузии сообщило о том, что страна потеряет помощь ЕС в размере 121 миллиона евро из-за отката от демократии. Кроме того, принятие закона стало одной из причин приостановки процесса интеграции Грузии в ЕС. США в свою очередь ввели санкции и визовые ограничения в отношении лиц подрывающих демократию в Грузии и заявили приостановке помощи правительству Грузии в размере 95 млн долларов. 

Radio NOR · Махаре Мацукатови

Справка

HACCP – Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки (от англ. – Hazard Analysis and Critical Control Points). Внедрение этой системы качества необходимо для обеспечения контроля за безопасностью при производстве пищевой продукции.  

DCFTA — Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС является наиболее важной частью Соглашения об ассоциации Грузии с ЕС. Он включает в себя механизм экономической интеграции с Евросоюзом и открывает для Грузии внутренний рынок Евросоюза.

В отличие от других соглашений о свободной торговле, подписанных Грузией, DCFTA предполагает либерализацию торговли как товарами, так и услугами. Отмена всех импортных пошлин и запрет экспортных пошлин на все виды товаров внутри ЕС.