Fitch заявило о рисках для финансовой стабильности Грузии после выборов 

Рейтинговое агентство Fitch заявило о рисках для финансовой стабильности Грузии на фоне политической напряженности по итогам парламентских выборов.

«Политическая неопределенность сохранится в обозримом будущем, усиливая потенциал ухудшения институциональной силы и независимости с течением времени», — считают в компании.

Аналитики напоминают, что повышенные политические риски стали ключевым фактором при пересмотре прогноза суверенного рейтинга Грузии «BB» с «позитивного» на «стабильный» в июне.

Теперь, говорят они, политическая неопределенность может отрицательно повлиять на доверие рынка и задержать реформы надзора за государственными предприятиями и управлением в Национальном банке Грузии (НБГ). Последняя проблема в 2023 году привела к приостановке действия соглашения МВФ о кредите «стэнд-бай» на 280 млн долларов.

«Предполагаемые риски для независимости НБГ могут подорвать политическое доверие, потенциально ослабляя способность небольшой открытой экономики Грузии с высоким уровнем долларизации эффективно реагировать на внешние шоки», — говорят в агентстве.

Негативно Fitch оценивает и изменения в сфере регулирования, связанные с исполнением санкций. Они увеличили неопределенность для грузинских банков.

Одновременно, считают аналитики, краткосрочные макроэкономические и бюджетные риски снижают умеренный уровень государственного долга, продолжающийся приток инвестиций и низкий дефицит сектора госуправления.

«Первоначальные оценки показывают, что в январе-сентябре экономика выросла на 9,8% в годовом исчислении, чему способствовали хорошие показатели в секторе услуг и строительстве, поэтому наш текущий прогноз роста на 7% в 2024 году имеет потенциал роста», — сказано в отчете.

Fitch ожидает, что со временем поляризация может отразиться на мировых показателях управления Всемирного банка, по которым сейчас Грузия превосходит суверенные страны категории «BB». Более непосредственное влияние на показатели кредитоспособности прослеживаются по обменному курсу лари.

НБГ смог лишь частично восстановить резервные буферы после того, как в мае продал на рынке в целом 108,7 млн долларов. Тогда валютные интервенции стали ответом на обесценивание лари на 7% по отношению к доллару после принятия закона об иноагентах. Перед выборами НБГ также продавал резервы.

«Слабость лари является ключевым риском для динамики долга, поскольку, по оценкам, по состоянию на третий квартал 71% долга центрального правительства было номинировано в иностранной валюте. Грузия также отстает от своих сверстников по рейтингу по достаточности валютных резервов, которые по состоянию на сентябрь составляли 4,7 млрд долларов», — говорят в Fitch.