Автор Кристина Марабян.
25 мая Хельсинкская комиссия опубликовала заявление по законопроекту «MEGOBARI Act» и его основных положений. Закон предусматривал санкции для правительства правящей партии, если «Грузинская мечта» примет закон «об иноагентах».
Однако власти Грузии все же приняли этот закон, вызвав острую критику со стороны западных партнеров, особенно со стороны Брюсселя и Вашингтона, где закон назвали «антидемократичным» и «инспирированным Москвой». На Западе опасаются, что как в и России, закон об «иноагнетах» может стать рычагом к ограничению гражданских свобод и деятельности неправительственных организаций (НПО и СМИ) осуществляющих проекты в сфере демократии.
«MEGOBARI Act» включает два основных направления: с одной стороны, это пакет мер по поддержке Грузии, включая углубление экономических связей и введение безвизового режима с США при условии продолжения демократического и евроатлантического курса. С другой — пакет санкций. Часть санкций уже задействована, включая визовые ограничения для тех, кто причастен к нарушению демократических принципов.
Стоит отметить, что правящая партия Грузии надеялась на то, что после выборов в США ситуация изменится, однако в «Грузинской мечте» не учли тот факт, что законопроект «MEGOBARI Act» был предложен республиканцем и сторонником Дональда Трампа Джо Уилсоном, сыгравшим активную роль в предвыборной кампании Трампа. «Жаль, что закон был принят под влиянием Путина… », — отмечал ранее Уилсон, говоря о грузинском законе об «инкогнито».
Кроме того, после октябрьских парламентских выборов в Грузии Джо Уилсон выступил с заявлением, в котором призвал Госдепартамент США расследовать обвинения в их фальсификации и вмешательстве России. «Наш закон MEGOBARI будет направлен на то, чтобы наказать тех, кто подрывает демократию в Грузии, и поддержать народ Грузии в его стремлении к свободе и укреплению суверенитета», — указывалось в заявлении конгрессмена.
Название законопроекта «MEGOBARI Act» расшифровывается как «Закон о мобилизации и расширении возможностей Грузии для построения подотчетности, устойчивости и независимости». Законопроект уже прошел в комитете Палаты представителей США по иностранным делам на двухпартийной основе и ожидает принятия в Палате представителей.
Основные положения акта: