Закон об иностранных агентах лишает грузинского кино свободы. Саломе Джашин о стигме внешнего финансирования

Саломе Джашин, режиссер-документалист и президент Ассоциации документального кино (DOCA), обрисовывает потенциальное влияние Закона об иностранных агентах на документальную индустрию, который угрожает ограничить культурные инициативы и свободу выражения мнений. Он говорит, что закон уже вредит представителям этой сферы и создает стигму, которая препятствует развитию идей и инициатив.

С введением закона об иностранных агентах в Грузии серьезный удар ощутили на себе многие культурные и общественные организации. Саломе Джашин, одна из основателей Ассоциации документального кино, решительно заявляет, что этот закон наносит существенный ущерб развитию грузинского кино и ставит под угрозу свободу самовыражения в кино.
Закон об иностранных агентах охватывает все возможные области. «Организации, производящие фильмы и зарегистрированные как некоммерческие, должны будут заявить о себе как о носителях интересов иностранной державы, что совершенно несправедливо и является ложью», — говорит Джашин.

По ее словам, закон не соответствует действительности и унизителен. «Когда мы работаем над фильмом, идея фильма рождается в голове режиссера, автора. Он пытается найти финансирование, зачастую извне, потому что такого финансирования в Грузии больше нет», — говорит она, уточняя, что по закону это утверждение как «носителя иностранных интересов» совершенно ложно.

По словам Саломе Джашин, с момента принятия закона Ассоциация документального кино и другие культурные организации столкнулись с большим количеством препятствий, которые могут оказать прямое влияние на молодых авторов и другие инициативы. «Этот закон затронет как ассоциации документального кино и фестивали, так и различные организации, которые способствуют созданию кино. Кажется, это интерес иностранной державы, а не граждан Грузии», — объясняет она.

По мнению Джашин, закон и стигма, связанная с тем, что их называют иностранными агентами, уменьшают возможности художников и простых людей. В условиях этого закона обычный человек потеряет возможность обратиться к журналисту, или к режиссеру, или к правозащитнику, которые должны ему помочь».
Саломе Джашин и ее коллеги не прекращают работу и продолжат деятельность DOCA. Их цель — защитить интересы грузинских авторов и грузинского кино, несмотря на то, что некоторые фонды могут предпринять шаги по прекращению финансирования. «Мы не числимся в реестре иностранных агентов, поскольку не считаем себя слугами иностранной державы. Если нас оштрафуют или принудительно зарегистрируют, мы найдем другие способы продолжить работу», — настаивает Джашин.

Закон «О прозрачности иностранного влияния» распространяется как на общественные организации, так и на сферу культуры, в том числе на документальное кино. Согласно закону, если организации получают финансирование из зарубежных стран, они вынуждены регистрироваться в качестве «иностранных агентов», что делает их предстающими в глазах общественности враждебными, подозрительными и недостаточно влиятельными организациями. В результате доступ к финансированию уменьшится, а организации, зависящие от внешнего финансирования, могут быть вынуждены прекратить свою деятельность. Закон также затрагивает свободу выражения мнений, культурные инициативы и местные проекты.

«Сегодня мы находимся в состоянии выживания, сохраняя то, что мы сделали до сих пор, хотя на самом деле нам следует говорить о гораздо более глубоких проблемах», — сказала Саломе Джашин.