Автор Кристина Марабян.
Председатель неправительственной организации «Общегражданское движение – Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян как до выборов, так и после давал несколько интервью касательно предвыборной ситуации в Самцхе-Джавахети, использования административного ресурса и других нарушений. За шесть месяцев до выборов наблюдатели этой организации начали работать в нескольких муниципалитетах Грузии, включая особо чувствительные регионы. На основе этих наблюдений составляются отчеты, которые затем публикует организация. Подобная деятельность проводится практически перед каждыми выборами на протяжении десятилетий. Однако на этот раз прокуратура региона Самцхе-Джавахети решила возбудить уголовное дело на основании интервью, которое дал председатель неправительственной организации, «пригласив» Арнольда Степаняна на дачу показаний, как было изначально сформулировано, «пока еще как свидетеля».
Такую формулировку в организации расценили как попытку давления на НПО, особенно на фоне многочисленных заявлений о фальсификациях.
Закон об иноагентах, принятый в начале этого года, многие организации считают инструментом психологического давления и отвлекающим маневром перед принятием серьезных государственных решений.
«Во-первых, шесть месяцев назад «Грузинская мечта» смогла вовлечь общество, оппозицию, неправительственные и международные организации в обсуждение закона об иностранных агентах. Вместо того чтобы общаться с электоратом и избирателями, все политические партии почему-то решили посвятить почти все свое время обсуждению этого закона по телевидению. Это была однозначная ошибка. Они не смогли направить внимание на выборы», — говорит Арнольд Степанян.
После выборов до сих пор неясно, как именно правительство будет использовать закон, который может повлиять на работу неправительственных организаций.
«Последствия возможны. Сейчас мяч на поле «Грузинской мечты». Они могут начать или не начать преследовать НКО, возможно, будут запугивать некоторых или предпринимать действия против других, как в нашем случае. Отголоски этого закона уже есть, они работают. Но насколько власть решится на грубые наезды на НКО — это другой вопрос.
Я думаю, что это дело торга. Если они сейчас пытаются общаться с международными организациями на эту тему, то, в зависимости от того, будут признаны выборы или нет, они будут действовать соответственно: использовать этот закон или нет. На самом деле, я считаю, что сейчас это один из элементов торга, который они сами и создали», — отметил он.