Конституционный суд Грузии в сентябре этого года начал рассмотрение четырех исков против т.н. закона «об иноагентах».
В одно дело объединены обращения президента Грузии Саломе Зурабишвили, более сотни неправительственных организаций, 38 оппозиционных депутатов (на тот момент) парламента Грузии, а также двух медиаорганизаций, специализирующихся на журналистских расследованиях.
Истцы говорят о том, что закон который был принят большинством парламента от партии «Грузинская мечта» противоречит разным положениям Конституции Грузии, «вызывает стигматизацию гражданских организаций и СМИ, препятствует их деятельности» и в конечном счете может привести к их ликвидации.
По мнению истцов, в числе других прав, которую гарантирует Конституция и нарушает новый закон, 17 статья Конституции Грузии, которая защищает свободу выражения мнений, ассоциаций и права на личную неприкосновенность. Хотя закон «об иноагентах» сам по себе не предусматривает прямое лишение свободы или аресты, он может создать условия для правовых и политических преследований, что в долгосрочной перспективе может повлиять на соблюдение принципов, закреплённых в Конституции.
Эта статья служит важной гарантией прав и свобод человека в Грузии, обеспечивая защиту от незаконных действий со стороны властей и сохраняя личную свободу граждан.
«Статья 17. Права на свободу мнения, информации, средств массовой информации и Интернета (23.03.2018 N2071)
Дело рассматривается пленумом Конституционного суда Грузии. Процесс рассмотрения дел в Конституционном суде может занимать различное время в зависимости от множества факторов, таких как сложность дела, перегруженность суда и приоритетность рассмотрения. Важным моментом является то, что Конституционный суд может вынести различные решения относительно конституционности закона, и каждое из них будет иметь разные юридические последствия: