Почему нам часто приходится скрывать собственное мнение и эмоции: интервью с Гоар Агджоян

Гоар Агджоян родилась и выросла в селк Большой Арагял Ниноцминдского муниципалитета. Как отмечает Гоар, это небольшая, красивая, но в то же время проблемная община.

Окончив школу, она переехала в Тбилиси, чтобы учиться на факультете психологии и педагогических наук Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили. Поступив в университет, она начала работать тренером и на сегодняшний день имеет 8-летний опыт работы.

Сейчас Гоар работает по специальности, проводит психологические консультации (онлайн, офлайн), также является SMM-специалистом и недавно открыла собственный интернет-магазин цветов (Solora) в Тбилиси.

«Добиться всего этого мне было нелегко, потому что я выросла в сложных социальных условиях, часто боялась рисковать и, сталкиваясь со стереотипами в обществе, порой сдавалась, но теперь всё изменилось», — говорит Гоар.

Психологические проблемы современного мира заставляют некоторых людей переоценивать роль профессии психолога, особенно в сообществах, где на психологию по-прежнему распространяются старые стереотипы.

В этой беседе мы попытались раскрыть не только мотивы выбора профессии психолога, но и понять, почему, например, эта профессия пока не получила широкого распространения в Джавахке. Нас также интересовало, есть ли разница в мышлении и отношении жителей Ниноцминды и Тбилиси к психологической поддержке.

На вопрос, как и почему она решила выбрать профессию психолога, Гоар ответила, что с ранних лет была сострадательным и внимательным ребёнком и всегда старалась помогать и понимать людей, оправдывать их поведение, мысли и чувства. Время от времени, благодаря собственному опыту, она убеждалась в важности психологической поддержки для человека. Именно это, и почему бы и нет, подтолкнуло её выбрать психологию не только как профессию, но и как свой жизненный путь и цель.

«Помощь людям, особенно в сложные эмоциональные моменты, очень ценна. К тому же, нашим людям часто приходится скрывать собственное мнение и эмоции, стараться быть как все, что, в свою очередь, может вызвать внутри человека «внутреннюю войну», которую невозможно игнорировать», — говорит Гоар.

Мы также поговорили о том, что сейчас к ней как к психологу чаще всего обращаются из Тбилиси или с родины.

Гоар упомянула, что изначально у нее были опасения, что у нее не будет клиентов в ее сфере деятельности и она не сможет достичь своей цели — помогать людям, но, как отметила Гоар, к ее удивлению, сегодня у нее уже довольно большая группа клиентов, причем из Джавахка.

«Действительно, культура работы с психологами здесь пока не развита, и люди не готовы открыто говорить о своих проблемах, но многие мне доверяют и обращаются ко мне за советом», — отметила Гоар.

Видите ли вы какие-либо различия в мышлении или отношении к психологии между жителями Ниноцминды и Тбилиси?

«Да, разница существенная. В Тбилиси люди обычно более информированы, открыты, знают, когда и зачем обращаться к психологу. В Ниноцминде всё ещё сохраняется некоторая сдержанность и страх, особенно среди взрослых. Но в последнее время там произошли некоторые реформы. В конечном счёте, нужно понимать, что психическое здоровье так же важно, как и физическое, и его игнорирование может привести к очень неприятным последствиям», — добавила Гоар.

На вопрос, почему жители Ниноцминды редко обращаются к психологу, Гоар ответила, что поначалу они обращаются к ней с определенными страхами.

«Прежде всего, просят о ли г, чтобы никто не знал, что испытывал потребность в психологе. Первая причина всего этого – неосведомлённость. Многие просто не знают, как помогает психолог, какой он специалист, или думают, что обратятся к психологу только в случае «тяжёлых психических расстройств», а также часто не различают работу психолога и психиатра. Кроме того, в обществе существуют стереотипы, которые вызывают чувство стыда, а привычка армян держать всё в себе мешает нам говорить о том, что мы чувствуем и переживаем. Однако я уверена, что со временем и это отношение изменится», – сказала Гоар.