Грузия и IT- информационные технологии

В отличие от крупных городов информационные технологии в регионах Грузии развиваются медленно, что замедляет развитие. Государственный ли это подход?

Координатор специалистов по информационным технологиям Армен Бдоян житель города Ниноцминда каждый день посещает школы, предусмотренные по плановым визитам и решает проблемы, связанные с интернетом и программной работой компьютеров.

Обслуживает Армен Бдоян шесть поколений ноутбуков для первоклассников. Каждый год первоклассники Грузии получают от государства маленькие ноутбуки.

И тут не обходится без проблем, дети часто портят компьютеры, так как не знают как правильно работать с ними.
По словам Армена Бдояна , в последние годы технологии изменились в лучшую сторону.

« Я начал работать 7 лет назад, когда даже компьютеров не было и была не очень развитая операционная система , сначала была операционная система Linux, затем поменяли на Windows 10» ,- отметил он.

Как говорит Армен Бдоян, и в его работе есть проблема: операционная система современная последняя версия Windows 10 pro, а оборудование в школах региона устаревшее, компьютеры получены 2007 году, а последнее обновление было произведено 2011 году.

Посещая школы, Армен встречается с проблемами, которые в основном связаны со скоростью интернета, а это, в свою очередь, связано отсутствием стекловолоконной оптики по сельским школам. В школах установлены принимающие антенны от провайдера Magti, и потому те школы, которые расположены к передающей антенне на близком расстоянии имеют хороший интернет, а отдаленные школы — плохой.

«Изменится ситуация в регионах, если произойдет обновление существующего оборудования. Информационные технологии развиваются, но медленными темпами. В таких крупных городах как Тбилиси развиваются определенными темпами, однако в регионах этого особо не ощущается»,- отметил Армен Бдоян.

Немаловажное значение в развитии IT технологии имеют классы будущего, которые открылись по всей Грузии. Это современные классы, которые имеют современные сенсорные доски и компьютеры . Один из таких классов открылся в Ниноцминдской школе. Дело в том, что нет специалистов, которые бы обеспечивали работу данного класса.

По мнению специалиста по информационным технологиям из Тбилиси Константина Сталинского, главное знать, что конкретно подразумевает собой IT-сектор в Грузии.

«Грузия практически ничего нового не создает. Даже ПО (Программное обеспечение ред. ), которое устанавливается на смартфоны и десктопные компьютеры в основном произведены вне Грузии. То же касается нагрузки на сеть. Грузия более нуждается в глобальном интернет-трафике, нежели в локальном. К примеру, из-за соображения безопасности, а также благодаря низкой ценовой политике, частный сектор все чаще использует хостинг на зарубежных серверах»,- утверждает Константин Сталинский .

Сектор информационных технологий не может прогрессировать, если нет спроса. И он есть — от ролевых игр, до магистральной оптики. Просто во всех случаях Грузия импортер. Она не может обеспечить IT-независимость, так как полностью зависит от глобальных технологий и нововведений.

«Есть ли развитие? — Да, оно есть. И развитие IT рынка происходит в основном за счет увеличения спроса, а не как основа капитализации той, или иной компании. Во-первых, прогресс обеспечен благодаря потребляемому трафику на интернет и вообще увеличению количества абонентов. Начиная с 2010 года количество постоянных интернет подключений (от xDSL абонента в квартире, до Fiber подключений в гостиницах) возросло с 445’000 до 680 тысяч абонентов», -объясняет Константин Сталинский.

Отдельно стоит отметить рост и ценовую планку на смартфоны и потребляемый ими трафик — за три последних года ежемесячный трафик интернет вырос с 75 терабайт в месяц, до 3.5 тысяч терабайт. За последние пять лет количество потребителей мобильного интернета выросло с 1.24 миллионов до 2.5 млн пользователей. В основном за счет продажи лицензий четырем компаниям на использование LTE технологий. Мобильный интернет стал дешевле, доступнее и быстрее (до 50мб/с).

В конечном итоге только при помощи данной технологии (в некоторых регионах Грузии работает только 3G), компании делят прибыль в 3 миллиона долларов США ежемесячно.
Нельзя не отметить моду на устройства — гаджеты, и аппликации, которые требуют все больше ресурсов. Любой новый тренд на рынке отдает волной «срочного апдейта».
Смартфон, купленный годом ранее «морально устаревает», к нему компания-продавец не поставляет запчастей. К тому же новая игрушка не «тянет» — не хватает оперативной памяти, или чего-то еще.

«Та же ситуация с владельцами Дата-Центров. И студент со «старым смартфоном», и тех. директор интернет-провайдера схожи друг с другом — они оба идут и покупают всё новые, зачастую дорогостоящие «гаджеты» для бизнеса или личного использования. Этот процесс выстраивает кривую индекса ВВП Грузии в данной сфере, и многие экономисты могут возрадоваться «приобретаемым» технологиям, но если правдива теория Адама Смита, то результат развития IT-сферы в Грузии не дает права говорить, что страна пока что вправе называть это реальным и стратегическим сектором экономики»,- говорит IT специалист.

В классическом понимании IT-сфера в Грузии прогрессирует с минимальными показателями, хотя конечно они есть. Частный сектор сам, на свои деньги приобретает и адаптирует системы бронирования, ПО финансовой отчетности и интернет-аукционов.
Мелкие и средние поставщики интернет в регионах, несмотря на высокие цены на тот же самый «глобальный интернет», все-таки работают — умудряются и как-то решают задачу «последней мили».

«Именно они, а не крупные провайдеры подводят интернет в деревни. Именно благодаря их стараниям труднодоступные регионы Грузии так или иначе интернетизированы, а фермеры холодными зимними вечерами могут смотреть ролики на YouTube и общаться посредством социальных сетей,- говорит Константин Сталинский, добавляя:»Отдельно стоит отметить старания силовиков в развитии IT-сферы. Благодаря их стараниям (за счет государственного бюджета) в Грузии существуют передовые технологии слежения за гражданами страны. Масштабы IT-технологии поражают, особенно когда в сети или по ТВ каналам транслируют записи телефонных разговоров как криминального мира, так и оппозиционных политиков и даже журналистов».

Нашумевшие скандалы со скрытой съемкой личной жизни представителей общества, тайники с бочками, набитыми DVD с личной перепиской сотен, а то и тысяч граждан Грузии — результат работы штата квалифицированных сексотов, ИТ-менеджеров с «погонами» и техники от флагманов (Ericsson, IBM, Juniper, Intel и т.д.).

Все вопиющие факты одновременного вмешательства в личную жизнь людей дает право жизни версии, что в Грузии есть разветвленная сеть IT-технологий, но она служила и служит по сей день государству в попытке установить контроль над обществом.

О том способна ли такая маленькая страна как Грузия, на самостоятельный технологический прорыв в сфере IT технологий Константин Сталинский думает, что страна с населением менее 35 миллионов и с уникальным языком (по меркам планеты) готова в ближайшие пару лет время взрастить нужное количество «ботанов», которые смогут совершить самостоятельный прорыв на рынке информационных технологий. По сути от Грузии этого и не требуется. Сомневаюсь, что даже пользовательский интерфейс ролевой игры на грузинском языке сможет кого-то заинтересовать в быстрой адаптации на другой язык, например на азербайджанский, или армянский.

«По сути, чтобы создать самодостаточный рынок надо иметь или институт, который подготавливает соответствующих специалистов, или же иметь столько денег, чтобы «покупать мозги» извне. Ни одного ни другого у Грузии на сегодняшний день нет. Ежегодный простой в IT-сфере равняется регрессу. Правительство Грузии смирилось с данным фактом, и думаю некоторые страны бывшего USSR — тоже. Девяностые наложили свой тяжелый отпечаток. Произошел кадровый вакуум — отток преподавателей математики и специалистов по обработке информации. Сейчас подрастает новое поколение Geek-ов, которых взрастил интернет, а не одно лишь факультативное обучение»,- говорит Константин Сталинский.

Эксперт считает, что это долгий процесс, и Грузия на данном этапе лишь поспевает за прогрессом. В некоторых областях отставание информационных технологий увы, составляет несколько лет.

«Интересная тенденция оценивать киберкриминал как индикатор развития ИТ в стране. К примеру, хакеры в Грузии ни разу не осуществляли DDoS атаку на зарубежный сервер, а все инциденты были связаны с нерасторопностью самих пользователей, когда жертва открывала присланный «троян» у себя в компьютере. По моим расчетам, у Грузии есть потенциал в транзите Интернет-Трафика и в обработке данных для транспортного оптико-волоконного коридора между Азией и Европой. В эффективном транзите Грузии помогает само её географическое расположение и стабильная, довольно либеральная политика. Главное напрасно не «занимать место на карте» ИТ-мира»,- говорит Константин Сталинский.

Немаловажное значение и влияние на развитие IT технологии имеет зарплата и прибыль.
У каждой компании своя зарплатная ставка. К примеру, частный сектор тоже нельзя сваливать в одну кучу, ибо сисадмин на полставки в супермаркете может получать 200 долларов США, тогда как IT-менеджер мобильного оператора получает от 1350 долларов.
«Те ребята, то есть силовики, о которых мы говорили выше, и которые фактически выполняют всю грязную работу в органах безопасности, получают зарплату еще выше. Государство «ценит кадры» — от 3-х тысяч долларов. И эта зарплата стабильна, несмотря на инфляцию лари. Рост зарплат зачастую вызывает переход ИТ-специалистов из одной компании в другую. Но основной отток «мозгов» из Грузии вызван самим уровнем жизни. В период, когда начался экономический рост, миграция ИТ-гиков из Грузии сократилась. Даже при низкой зарплате люди чувствовали себя востребованными», -говорит Константин Сталинский.

Профессия IT-специалиста в Грузии не ценится. До сих пор на технарей смотрят «свысока» титульные для страны профессии врача, юриста, экономиста и даже политика. На программистов посматривают как на людей больше взаимодействующих с электричеством — лампочкой и штепселем.
«В разговоре со мной люди старшего поколения думают, что работа разработчика связана с набором заранее написанного текста, или переустановкой нелицензионного Windows. Обыватель в Грузии не может понять, в чем разница между автором популярной аппликации для смартфона, и мастером, который чинит камеры от того же смартфона. Для обывателя обе специальности называются «ремонт телефона». В практике был случай, когда аналитика по кибер-системам посчитали за ремонтника и попросили «заменить сгоревший выключатель» в офисе»,-отмечает IT специалист.

В пору задуматься реально ли превращение IT-сектора в одну из ведущих отраслей экономики страны наряду с туризмом и пищевой промышленностью?

Нет ничего невозможно, по мнению специалиста если по стране и по дну черного моря не будет проложено как можно больше оптических кабелей для транзита информации по направлениям — Румыния, Болгария, Украина, Россия, Азербайджан, Армения и Турция. И все это для последующей передачи информации со странами Европы, Азии и Ближнего Востока. И Грузия может стать неплохим плацдармом для размещения и перераспределения потока данных в странах региона.

«Но, увы Грузия несмотря на потуги инвесторов до сих пор не может даже доставить стабильное интернет-соединение на территорию отдельных сел и муниципалитетов,- уверяет Константин Сталинский добавляя- Пример: та же самая пищевая промышленность не подразумевает только выращивание отдельного сорта какого-то фрукта. Необходима инфраструктура доставки, складирования, контроля качества, консервации и последующей доставки потребителям. Да, еще не забыть о дистрибуции . И только при наличии всех звеньев этой цепи и фермер, и магазин, и само государство в конце концов получают соответствующую прибыль».

У грузинских компаний на сегодняшний день оптоволоконное подключение к Турции, Болгарии, России (Foptnet, Silknet). И каждая из них, включая CaucasusOnline, а теперь уже крупнейший поставщик Magti, являются импортерами интернет как для Грузии, так и для Армении и Азербайджана. По логике интернет в самой Грузии должен стоить дешевле и быть «качественнее». Но на самом деле в этих странах Южного Кавказа оптовая цена на каждый мегабит в разы дешевле. Выводы делаем сами.

Статья подготовлена в рамках проекта фонда Фридриха Наумана.
Арарат Тттян