В рамках тренинга “Безопасность данных, освещение событий из конфликтных зон и меньшинств в СМИ”, которая прошла в городе Кутаиси, журналисты радио NOR побывали на границе между Грузией и Абхазией и ознакомились ситуацией..
Между территориями Грузии и Абхазии уже более 25 лет возникла граница, которая где-то представлена колючей проволокой или забором, а где-то до сих пор никак не обозначена. Из-за этого люди не знают, где она проходит, и потому часто происходят задержания жителей, случайно перешедших на другую сторону. Задержанному предлагается заплатить штраф, и после двух-трех дней пребывания в аресте человека отпускают.
Когда-то в селе Орсантия был пункт пропуска на абхазскую территорию, который проходил по мосту через реку в село Отобея. Но в 2016 году абхазская сторона без объяснений закрыла его, в результате чего здесь образовался тупик, а личные и экономические отношения окончательно прервались.
Бывший пропускной пункт, который проходил по мосту через реку в село Отобея
«Это стало хуже для всех. Раньше абхазцы могли приехать сюда, купить лекарства, продукты. Дети ходили в нашу школу. Для нас это тоже плохо тем, что у нас там родственники, и мы не можем видеться», — говорит директор школы в поселке Орсантия Элисо Чикватия.
По словам педагога, Тиа Начкебиа, раньше на границе стояли пограничники Абхазии, и с ними было легче договориться, чтобы пройти в сторону Абхазии. А теперь там стоят российские солдаты, и граница полностью закрыта.
Элисо Чикватия, Тиа Начкебиа
Если раньше вдоль границы было пять пунктов пропуска, то теперь действует только один. Проезд в Абхазию сегодня возможен только через одно место – через Ингурский мост. Только жители Абхазии могут поехать в Грузию и обратно. Для граждан Грузии такой возможности нет.
Те же, кто идут из Абхазии говорят, что вражды между народами нет, договориться не могут политики. Ежемесячно мост пересекают до полутора тысяч человек. Один из них, Роберт, абхаз, живущий на границе с Российской Федерацией, которого мы встретили на мосту. Он приехал на пункт пропуска, чтобы повидаться с другом в Грузии. Для этого ему нужно было получить пропуск от абхазских властей. Роберт уверен, что никому сегодня не нужна эта граница.
«Мы- живем в 21 веке, все эти преграды никому не нужны. Ну это политики делают, наверное», — заявил он.
Роберт
Из Грузии с продуктами идут две абхазские женщины, которые намного легче пересекают границу, чем Роберт, так как они живут вблизи с границей и получать пропуск им не нужно. Хатуна с дочерью по несколько раз в месяц пересекают мост, чтобы сделать покупки в Грузии. По ее словам, здесь намного дешевле.
«Если с документами все нормально, то с пересечением границы проблем нет», — говорит Хатуна.
Она рассказала, что в Абхазии сегодня трудно найти работу. Потому Хатуна сегодня ничем, кроме ведения своего огорода, не занимается. Граница, по ее словам – это очень плохо. Но протестовать против этого абхазы не будут, потому что, людей никто слушать не будет. И ей, как и многим абхазцам хочется, чтобы Абхазия вернулась в состав Грузии.
На подходе к мосту стоит монумент — пистолет с завязанным в узел дулом, который направлен вверх. Он символизирует мир — окончание боевых действий. Но несмотря на то, что здесь уже давно не стреляют, конфликт между Грузией и отделившейся Абхазией все еще существует.