Старейшие, уникальные крепости, мосты, церкви, часовни, – это богатство Ниноцминдского муниципалитета. Памятники культуры, как правило, всегда привлекают внимание туристов, а местные гордятся ими и рассказывают разные истории – и быль, и байки. Но оказалось, что в Ниноцминде совсем не так. Куда уж туристы, даже местные не имеют информации что унаследовали от предков.
В Ниноцминде живут люди, которые никогда не слышали о крепости Кёр-оглы, которая построена на горе Абули предположительно в бронзовом веке и о Караван-сарае средних веков в селе Паравани. Из опрошенных нами людей эти памятники культуры не видел никто, а из 15 слышали только двое, и то об одном из них. С церквями и часовнями ситуация по лучше. Туда ходят паломники, поэтому и информации о них больше.
Житель Ниноцминда Мелс Бдоян недавно узнал о существовании Циклопической крепости и решил подняться на гору Малый Абули. Доехать до подножия ему было не трудно, местность знает хорошо, но по дороге не было никаких указателей для тех, кто едет туда в первые. Поднявшись на вершину, пришел в восторг. То, о чем Мелс слышал, удивительнее выглядело воочию — крепость построена каменными глыбами без применения цемента или другого материала.
«Удивительно то, что здесь поблизости нет воды, даже здесь нет пашни, здесь только пастбища и камни, камни. Строение очень интересное. В строительстве стен крепости не использовали цемент и песок. Вулканические камни сложены один на другого и получилось прекрасное строение», — говорит Мелс Бдоян.
Восторгаясь башнями высотой в три метра и стенами почти такой же ширины, пережившими века башнями, местоположением и другими достоинствами крепости, Мелс Бодоян высказал сожаление, что о циклопической крепости Кёр-огли (Абули) мало известно и туристы приходят очень редко.
Этот редкий случай пришелся на то время, когда мы там находились. Друзья из Тбилиси спланировали тур в Ниноцминда и посетили большинство памятников культуры. Зураб Джохоридзе, доктор технических наук, отметил, что впервые увидел такую крепость и настоятельно рекомендовал всем посетить мегалитический памятник, расположенный на высоте 2650 метров над уровнем моря. «Надо посмотреть это уникальное строение своими глазами и ощутить мир истории», сказал Зураб, а его друг, Мамука Купарадзе рассказал, что нашли крепость с помощью электронных устройств, а с ними не все фамильярны. Он считает, что необходимы указатели «надо обустроить инфраструктуру: раздавать информационные буклеты, написать вывески и знаки».
Крепость Абули нанесена на карту составленной географом из Рима еще в четвёртом веке. О ней писали разные путешественники и изучали учёные. В Агентстве культурного наследия имеется полная информация о том, какой она была раньше и в каком состоянии сегодня. В 2006 году крепости Абули была присвоена категория памятника культуры национальной значимости. Несмотря на это, она находится в полу разрушенном состоянии.
Специалист отдела исследования культурного наследия Агентства Культурного Наследия, Кетеван Дигмелашвили говорит, что Реставрация крепости Кёр-огли (Абули) фактически невозможна и в агентстве не обсуждается, также, как и консервация.
«Если вы там бывали, она построена большими глыбами в вес тонну, сухой кладкой и её консервация нецелесообразна и невозможна на каком-то этапе», — сказала Кетеван Дигмелашвили.
Крепость Абули не единственный памятник культуры в Ниноцминдском муниципалитете, который выглядит заброшенным.
Караван-сарай в селе Паравани культурное наследие XII века. Этот памятник свидетельствует о том, что здесь проходила дорога, связывающая Грузию с Ближним Востоком. Тут также очень редко можно увидеть туриста, так как информация о ней не распространена, инфраструктура не развита и памятник находится в плачевном состоянии. Самая большая беда в том, что местные совершенно не ценят и не дорожат тем, что их селу досталось по наследству. Территория засыпана мусором и навозом.
В агентстве Культурного Наследия говорят, что уход за памятниками дело не только центральной власти. Вывоз мусора, навоза и очищение территории должно обеспечить местное самоуправление. «Тут речь не идёт о доброй воле, они (местная власть) обязаны заботиться и охранять памятник», говорит Кетеван Дигмелашвили. Начальник отдела культуры, образования и охраны памятников Ниноцминдского муниципалитета Лаура Варжапетян осознаёт проблему. По её словам, уже несколько лет как в муниципалитете стараются решить этот вопрос.
«Можно сказать, что никому до этого памятника дела нет, потому что Караван-сарай находится в центре села, туда заходит и скот, а население забросало, загрязнило территорию навозом, органическими удобрениями. Если бы было ограждение, оно бы спасло. Еще два года назад нам предложили из губернии написать проект, какой мы считаем важным относительно как раз охраны памятников, наших клубно-библиотечных учреждений. Из всего прочего мы выбрали ограждение и взятие под навес Караван-сарая. Написали, представили, но он остался нереализованным», — рассказывает Лаура Варжапетян.
Специалист по охране памятников Ниноцминдского муниципалитета Арменак Бдоян сказал, что по проблеме загрязнения планирует встречу с жителями села Парвана.
“На этой территории держали овец. Нужна помощь уполномоченного мэрии в селе Паравани, чтобы вместе с жителями провести беседу по очистке территории. Пока холода не настали, мы планируем это все организовать», – говорит Арменак Бдоян.
Караван-Сарай Парваны представляет редкий тип Каравана-Сарая, который до нас дошел. Несмотря на проблему загрязнения и ухода, в Ниноцминдском муниципалитете Памятник сохранился лучше всех остальных в Грузии. Водосточный канав рядом с Караван-сараем, куда население высыпает навоз, сегодня вызывает эрозию земли и возможно, разрушает фундамент строения. По этому, должны быть приняты меры сохранения памятника. Кетеван Дигмелашвили говорит, что в Агентстве Культурного Наследия пока не стоит вопрос консервации или реставрации Караван-Сарая.
«В первую очередь надо привести в порядок среду вокруг памятника, надо очистить от растений, чтобы увидеть какие руины. После этого должны составить проект и после этого будут судить учёные что делать. Наверно лучше консервация, тут лишние вопросы о восстановлении, так как очень сложно представить каким он был», — сказала специалист отдела исследования культурного наследия, Кетеван Дигмелашвили.
Караван-Сарай не представляет памятник культуры национальной значимости, хотя как памятник культурного наследия охраняется законом. В Ниноцминдском муниципалитете кроме крепости Кёр-оглы (Абули) есть и другие памятники Национального значения, в том числе церковь Сагамо и крепость Шаори. Церковь недавно реставрировали, а состояние крепости Шаори по лучше, чем Абули. Бюджет Агентства культурного наследия не хватает на то, чтобы ухаживать за всеми памятниками культурного наследия.
Неизвестно, планируется ли провести работы сохранения какого-либо памятник в Ниноцминдского муниципалитета в 2019 году. В местном бюджете на уход за культурным наследием выделено примерно 8 000 лари в год. Эти деньги в основном тратятся на охрану. Четыре охранника смотрят за несколькими памятниками культурного наследия Национальной значимости. На всё остальное, в том числе на указатели, денег не остаётся. В Агентстве Культурного наследия обещали, что по этому вопросу сами обратятся к министерству инфраструктуры и к Агентству туризма.
Если до появления денег для ухода вековой истории в Ниноцминдском муниципалитете появятся указатели о существовании уникального культурного наследия, интерес к ним вырастит как среди местного населения, так и среди редких туристов, которым неоткуда получать информацию о достопримечательностях Ниноцминдского муниципалитета.
Хотя это уже другая проблема и о ней мы расскажем в следующий раз.