Права и бесправие: о самых резонансных делах 2018 года

Права и бесправие: о самых резонансных делах 2018 года

Центр по правам человека (HRIDC) подготовил отчет за 2018 год о состоянии прав человека в Грузии. Цель документа – дать оценку качеству реагирования государственных ведомств на случаи нарушения, эффективности правосудия и осуществлению законодательных или системных изменений, которые должны быть направлены на имплементацию защиты прав человека.

Согласно отчету, в 2018 году были осуществлены позитивные законодательные и системные изменения по конкретным направлениям, а именно – по превенции домашнего насилия и насилия в отношении женщин. Но в целом в вопросе гендерного равноправия государство по-прежнему стоит перед серьезными вызовами. В прошлом году законодательство не улучшилось и в отношении уязвимых групп населения. Права лиц с ограниченными возможностями все еще нарушаются. Судебная система также не отвечает международным стандартам независимости и беспристрастности, считают авторы доклада.

Фемицид

Парламент Грузии до сих пор не определил в Уголовном кодексе дефиницию фемицида, международное определение которого: «Убийство женщин, потому что они женщины». Согласно статье 53 УК Грузии, совершение преступления на основе гендерной принадлежности, представляет собой отягчающее обстоятельство. Но в практике расследований и в работе сотрудников следственных органов выделение данного мотива до сих пор представляется сложным.

Убийство и большая политика

Еще одна проблема всплывает на этапе судебных разбирательств: согласно грузинскому законодательству, судья пользуется ограниченными правами и не может по собственной инициативе менять квалификацию дела на более тяжкую. Получается, что государство в условиях работающего с неполадками правосудия бессильно назначить преступнику наказание с учетом отягчающих обстоятельств.

Дело об убийстве подростков на улице Хорава

В отчет HRIDC попало и громкое дело об убийстве двух школьников в одном из переулков Тбилиси 1 декабря 2017 года. Как отмечают авторы, создание в парламенте в июне 2018-го временной следственной комиссии было спровоцировано недоверием родных к объективности расследования. В частности, отца одного из погибших – Зазы Саралидзе, а также поддержавшей его широкой общественности. Недоверие усилилось в конце мая, когда не подтвердилась версия прокуратуры о личности убийцы подростка Давида Саралидзе.

Временная комиссия изучала дело три месяца, а позже представила 32 рекомендации. Центр по правам человека считает важным, чтобы они были выполнены, и об их выполнении был предоставлен отчет парламенту и общественности.

В целом дело об убийстве на улице Хорава, согласно докладу HRIDC, значительно подорвало доверие общества к правоохранительным структурам. До сегодняшнего дня государство не провело полноценного расследования. Более того, представители правительства не только не защитили права жертвы, но даже расценили протестные акции, организованные в поддержку Саралидзе, как неадекватные и политизированные.

Дело Мачаликашвили

В связи с убийством 19-летнего Темирлана Темирлана в ходе антитеррористической операции в Панкисском ущелье 26 декабря 2017 года в грузинском обществе возникли вопросы о легитимности и пропорциональности применения спецназом силы. В частности, речь идет о выстреле в спящего, как утверждают родственники, молодого человека.

В отчете HRIDC подчеркивается важность факта нарушения принципов независимого объективного расследования. Ведь обыск в комнате, где был застрелен подросток, провела сама Служба государственной безопасности, хотя предполагаемым виновником трагедии может быть ее сотрудник. Изъятая в ходе обыска ручная граната впоследствии была уничтожена СГБ, несмотря на то, что она представляла собой важную улику. Родственники также утверждают, что Темирлану не оказали своевременной медицинской помощи.

Год трагедии в Панкиси: «Это был теракт, а не спецоперация»

В течение целого года, говорится в отчете, государство так и не провело эффективного, объективного и полноценного расследования факта смертельного ранения Темирлана Мачаликашвили.

Убийство Виталия Сафарова

Убийство в драке молодого правозащитника Виталия Сафарова свидетельствует о том, что в грузинском обществе растет риск совершения преступлений на основе ненависти. Соответствующие государственные институции не создают механизмов превенции и не обеспечивают эффективной и полноценной идентификации преступлений, мотивом которых может быть ненависть на этнический, расовой или религиозной почве.

По версии HRIDC, в случае с убийством Сафарова прокуратура не смогла правильно определить мотив нападения. Позже следствие учло требования Центра по правам человека и переквалифицировало уголовное дело на «убийство на почве расовой, религиозной или национальной принадлежности».

Грузия – толерантность и ксенофобия

Одному из задержанных, однако, несмотря на наличие доказательств, подтверждающих факт его соучастия, вменяется лишь обвинение в недонесении о преступлении. В докладе отмечается, что в последний период в действиях прокуратуры наметилась тенденция на отказ присваивать преступлениям, совершенным группой людей, соответствующей квалификации. Существование такой практики напрямую указывает на низкий профессионализм правоохранительных органов, а также дефицит государственной воли эффективно бороться с групповыми преступлениями, считают правозащитники.

Права лиц с ограниченными возможностями

Несмотря на то, что в 2013 году Грузия ратифицировала Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями, на деле эти люди до сих пор нуждаются в защите. В 2018 году были выявлены следующие проблемы: нарушения права на образование и здоровье, отсутствие механизмов реабилитации-ресоциализации, отсутствие доступа к труду и трудоустройству. К тому же, создаются препятствия для введения социальной модели присвоения статуса лицам с ограниченными возможностями. Остаются проблемой неадаптированные для них условия физической среды, инфраструктуры, транспорта.

Права этнических и религиозных меньшинств

Права этнических и религиозных меньшинств, по версии авторов отчета HRIDC, в 2018 году не были надлежащим образом защищены. Проблемой остается языковой барьер, препятствующий реализации разных прав представителями других этнических групп, их доступу к правосудию.

Значительным вызовом являются искусственно созданные бюрократические барьеры в процессе получения разрешения на строительство культовых сооружений. На практике различные религиозные группы часто сталкиваются с дискриминацией. В документе говорится о важности осознания государством принципов равноправия. Отказ в строительстве и затягивание процесса принятия решения по таким вопросам указывает на дискриминационное отношение соответствующих государственных ведомств в отношении религиозных меньшинств.

Рейд в ночных клубах

12 мая 2018 года в ночных клубах Тбилиси «Басиани» и «Галери» прошла масштабная спецоперация. В ходе рейда с демонстрацией силы сотрудниками правоохранительных органов, как заявили в МВД, были задержаны наркоторговцы.

Полицейские, однако, как считают авторы доклада, нарушили права мирных граждан, пришедших в клуб для развлечения. В докладе говорится, что государству важно осознать, какие последствия в обществе могут повлечь неоправданные репрессии и превышение силы со стороны сотрудников органов правопорядка. Подобные действия грубо нарушают фундаментальные права человека и в условиях демократического общества не оправдывают достижения государством легитимных целей.