Джавахетия от многих других регионов отличается своими традициями. Некоторые из традиций исчезли, а некоторыми местные очень дорожат, некоторые изменились, а кое-какие традиции пропадают на глазах.
Одна из таких исчезающих традиций — это армянская печь тонир, где веками пекли лаваш и вокруг чего зимой собиралась вся семья.
В высокогорье, где почти 6 месяцев зима, раньше без тонира не обходилось ни одно хозяйство. Но теперь печь и традиционная выпечка в тонире уже не в моде. Появилось множество современных печей и хлебопекарни.
В селе М. Арагял пока еще разжигают тонир. Рано утром соседки собираются, нагревают печь и месят тесто для выпечки. Такое уже можно увидеть редко. Тесто замешивают и раскатывают на столе, так называемой хонче, и на глаз режут тесто на одинаковые куски. Три женщины распределяют работу между собой. Одна раскатывает тесто, вторая натягивает его на специальную подушку и быстрым движением обклеивает на стенки тонира, а третья длинным металлическим стержнем с крюком на конце достает испеченный лаваш.
Пекут сразу много, на 8 – 10 дней. Так как для хранения лаваша особые условия не нужны, его можно держать даже месяц. Лаваш — это тонкая лепешка, длиной от 60 до 80 см. Тонир быстро нагревается кизяком и налепленный на горячие стенки слои теста быстро выпекаются.
«Уже 20 лет как наш тонир установлен. Раньше хлеб постоянно пекли в тонире. После хлеба тонир используем для разных целей, здесь варим, жарим и тушим, готовим мясную, молочную и растительную пищу. Тонир очень целебный, зимой мы собираемся вокруг и греемся», — рассказывает Алвард Оганесян.
Тонир – это круглый глиняный очаг. Его устанавливают в отдельном помещении, где в верхней части дымовое отверстие, тот же ертик. Оттуда и дневной свет в помещение проникает. Тонир нагревают либо кизяком, либо дровами.
Соседка Алвард, Гаяне Кюрегян беспокоится, что в традиционной печи всё меньше пекут лаваш.
«Только старое поколение печёт хлеб в тонире (тандыре), а современная молодежь даже не интересуется, что это такое. Большинство жителей тониры разобрали, а помещение превратили в коровник. Теперь уже есть пекарни, природный газ, современные печки, необходимость в тонире почти исчезла. Наверно через несколько лет вообще тонир исчезнет».
Вардуи Кюрегян объясняет, что тонир можно использовать не только для выпечки лаваша, но и для приготовления разных блюд.
«Кроме армянских блюд в тонире готовим и грузинские блюда, хинкали, хачапури. Блюда особо вкусными бывают, если они приготовлены в тонире», — рассказывает Марик, которая часто готовит любимый для всей семьи хинкали.
Тонир делается из глины. 83летная Соник Малхасян уже 13 лет делает тонир и продаёт.
По её словам, в Ниноцминдском муниципалитете она единственная, кто этим делом занимается. Этому ремеслу Соник научилась у старших еще в молодости. Процесс требует от 3 до 4 дней. Глину нужно хорошенько вымесить, чтобы она была мягкой как пластилин. Соник руками делает канаты, из которых и собирается тонир. С июля до сентября месяца она делает от 15 до 20 штук. В этом деле ей помогает невестка.
Тандыри, сделанные в селе Тория, покупают и везут во все регионы страны. Бывают случаи, когда вывозят в Россию. Некоторые печь устанавливают в земле, а некоторые частично её оставляют над землей, кому как удобнее. В основном покупают для ресторанов и пекарен, для дома очень редко.
«Раньше тониром пользовались все, теперь уже почти все местные жители разобрали свои тониры. Молодые вообще не хотят пользоваться тониром. В старину он использовался не только для выпечки хлеба, но и для согревания дома. В холодные зимние вечера тонир накрывали крышкой, чтобы сохранить тепло. Крышку тонира накрывали одеялом и после вокруг садились члены семьи, вытянув ноги под одеяло и согревались. Теперь такой надобности нет. У всех в домах есть современные печки, паровые системы», — говорит Соник.
Раньше в жилищах основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Вместо кровати вдоль стен были большие деревянные тахты. Все это уже невозможно увидеть. Сейчас почти во всех домах современный ремонт и новая мебель. Но бывает, облик дома меняется, а традициями люди дорожат.
Председатель Союза армянских писателей Грузии «Вернатун» Геворг Снхчян рассказывает, что в Джавахетии много таких традиций, которые сохранились, но частично в изменённом виде. Например, праздник Вознесения Исуса Христа или «Катнапур» в селе М. Ханчалы отмечают ровно на 40-ой день после пасхи. Раньше в этот день во всех домах варили «катнапур» (молочную кашу). Кашу варили на кострах, чтобы год был плодородным и уберег от града и насекомых.
Но сегодня вместо каши во всех домах делают «матах», режут ягненка. Кроме этого, жители традиционно поднимаются на святую гору в местную часовню «Теваторос». Зажигают свечи и просят исполнения желаний. Как говорят, на обратной дороге тот, кто поскользнется и упадет, обретет счастье.
Еще одним символом праздника являются цветы, которые молодые дарят своим матерям, а у подножия горы исполняют необычный танец, который танцуют только жители села М. Ханчалы. Геворк Снхчян говорит, что, организовывая такие праздники жители сёл сохраняют свои традиции и обычаи и передают следующему поколению.
Изменился и любимый всеми в Ниноцминде праздник Вардавар. Все дети с нетерпением ждут этого праздника, чтобы облить друг друга водой. Один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе отмечают на 98-ой день после Пасхи. В празднике угадываются и корни языческих обрядов. В народе вардавар связывают с плодородием, так как обливая друг друга водой в жаркий летний день, они как будто зовут дождь, чтобы земли пропитались водой и год был плодородным.
Председатель Союза армянских писателей Грузии «Вернатун» говорит, что раньше вардавар отмечали по другому, молодежь в это день с чучелами ходила по домам, пела песни, обливала водой чучелу, и семья дарила яички или сладости. То, что собирали продавали и на эти деньги покупали ягненка и приносили в жертву — «матах».
Но сейчас от этой традиции осталось только то, что с утра до вечера дети ведрами обливают прохожих.
Геворок Снхчян говорит, что у грузин и армян есть и общие традиции. Один из таких обрядов – жертвоприношение в церкви (матах). Главный смысл этого — принесение дара богу и милость бедным.
«Данный обряд исполняют и армяне, и грузины, это похожая традиция. Обычно это делают во время крещения, или каких-либо церковных праздников»,-говорит Геворг Снхчян.
Так как в Ниноцминдском муниципалитете живут мало грузин, этнические армяне не знают и не переняли грузинских традиций. Единственное, чем обменялись, это кухня – Хинкали, Хачапури и другие блюда стали обычной едой для местных, а Хавити и Сладкий плов в тыкве уже часть грузинского стола в Самцхе-Джавахетии.
Старшое поколение в Ниноцминдском муниципалитете старается передать традиции и обычаи молодому поколению, хотя факт, что донесённые до сегодняшнего дня традиции и обряды постепенно меняются и обретают современный облик. Но, несмотря на все это, жители стараются уберечь то, чем может отличаться и гордиться только одно село или одна местность, что их отличает от других и делает уникальным в каком-то роде.