Граждане Армении, которые планируют провести отдых на черноморских курортах Грузии, окажутся в выигрыше от нынешнего падения курса лари, заявил руководитель Центра инновационных и институциональных исследований, экономист Атом Маркарян , комментируя возможные последствия девальвации национальной валюты Грузии для армянской стороны.
Курс лари начал снижаться с небольшими перерывами с первых дней мая, однако стремительное падение произошло на текущей неделе на фоне массовых акций протеста, уже более недели проходящих в Тбилиси.
Одновременно резко обострились российско-грузинские отношения. В ответ на антироссийские лозунги, выдвинутые на акциях, и резкие высказывания первых лиц Грузии, Москва объявила о прекращении с 8 июля прямого авиасообщения с Грузией, а российские туроператоры прекратили прием заявок на поездки в Грузию. До последнего времени Россия лидировала по числу туристов в Грузии.
В Армении также наблюдается снижение курса грузинской валюты. Так, если в начале года, по данным Центробанка республики, 1 лари оценивался в 181-182 драма, а в феврале – 184-185 драмов, то сегодня 1 лари в Армении можно обменять за 166 драмов.
Обычно перед сезоном летних отпусков курс лари в Армении повышался с учетом того, что многие граждане республики отправлялись отдыхать на курорты Грузии. Так, по данным ЦБ Армении, летом 2018 года курс лари перевалил за 200 драмов, в 2017 году – 205 драмов, в 2016 году – 225, а в 2015 году составлял 248 драмов.
Центробанк Армении не пожелал давать комментарии по поводу причин и возможных последствий нынешнего падения курса лари, боясь повлиять на ситуацию в этом вопросе.
С точки зрения Маркаряна, нынешняя ситуация выгодна для армянских туристов, направляющихся на отдых в Грузию, но для государства это нельзя считать позитивной тенденцией, ведь в итоге деньги утекают из страны.
На взгляд Маркаряна, падение курса лари негативно отразится на экспорте армянской продукции в Грузию даже с учетом того, что объем вывозимых в соседнюю страну товаров не столь велик, по сравнению с показателями поставок в другие государства.
«Конечно, Грузия имеет очень небольшую долю в нашем внешнеторговом балансе, но этот баланс может нарушиться и не в нашу пользу. Но в любом случае такое развитие ситуации для нас не стало чем-то новым. К примеру, падение курса рубля или национальных валют других стран-партнеров по ЕАЭС за последние годы привело к ухудшению ситуации в плане экспорта», — отметил экономист.
По его словам, снижение курса валют стало большим ударом, особенно для сельского хозяйства, пищевой промышленности, экспорта продукции и алкогольных напитков из Армении. Вместе с тем, он добавил, что с недавних пор наблюдаются тенденции к восстановлению позиций.