Школа на дому — ад или рай?
«Как правило, мой сын раньше получал разрешение на телевизор, смартфон или компьютер максимум на полчаса в день, — рассказывает мама первоклассника тбилисской школы Нина Махарадзе. — Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что теперь уроки будут проходить по телевизору и Интернету. Запретный плод перестал быть запретным».
У первоклассников телешкола проходит в неделю раз, по понедельникам, в девять утра – математика, грузинский язык и искусство.
Отдельно на постоянной онлайн-связи находятся педагоги: они дают задания, а ученики, выполнив их, фотографируют и отправляют им на почту. Для родителей это тяжело, ведь нужно скоординировать время, посадить свое чадо за стол, обеспечить Интернетом, создать все условия. Но, как говорится, грех в такое время жаловаться на переутомление, когда весь мир охвачен вирусом, забирающим жизни.
При этом многим родителям недюжинных усилий стоит просто объяснить своим детям, почему мир так перевернулся и школа теперь у них дома, и дома — не значит каникулы, а надо учиться.
Ведь, действительно, не все дети понимают чудное слово «COVID-19» и то, почему это до сих пор никому неизвестное заболевание так опасно, что даже из дома выходить страшно: не погуляешь, в развлекательный центр не сходишь, ни к друзьям, ни в McDonald’s. И, может, все-таки, мам, лучше вернуться в прошлое и в школу, а то все вот это как-то не совсем привычно?!
«И теперь единственным вопросом сына остается, когда же начнется школа, настоящая, в классе, с одноклассниками и учителями, а не такая, дистанционная. Увы, это вопрос, на который у нас, родителей, до сих пор нет ответа», — говорит Нина Махарадзе.
«Телешкола» — за и против
Проект минобразования Грузии «Телешкола» был создан довольно быстро после начала распространения коронавируса в стране. Профессиональные педагоги проводят уроки с экранов телевизоров для учащихся всех средних школ страны. Так продолжать учебу в домашних условиях могут даже дети из тех семьей, у которых нет доступа к Интернету.
Однако «Телешкола» разделила родителей на два лагеря. Одни считают ее по большом счету бесполезной, другие — успешной и даже в некотором роде инновационной идеей.
«Лично мне проект понравился, — признается мама ученика третьего класса Анастасия Меладзе. — Особенно то, что уроки ведут «реальные учителя» из обычных школ, частных и государственных. Еще мне приглянулось то, что это как совсем молодые учителя, так и довольно преклонного возраста. Многие жалуются на то, что уроки какие-то отвлеченные, многие классы объединены. Но ведь это вспомогательный ресурс, и, если делать уроки по 45 минут, по всем классам, предметам и всем секторам, так это нереально просто все уместить в эфирную сетку. Так что в том формате, который его авторы придумали и предложили нам — проект неплохой. У нас вместе с братом телеуроки с удовольствием смотрит и его сестра-дошкольница».
Кстати, в Грузии школы успешно пользуются и интернет-программой Teams: в ней учителя и ученики подключаются к уроку онлайн, с камерами и наушниками. Правда, выходит шумно. Ведь, по словам Анастасии, бывает, что в домашних условиях довольно трудно организовать ребенку «класс» и «тишину», тем более, если в семье растут еще и другие дети.
«У нас маленькая квартира, четверо детей и всех увлечь на один час уроков и попросить помолчать, мягко говоря, не всегда получается», — отмечает Анастасия.
Среди минусов онлайн-обучения женщина называет то, что из-за перегруженности Сети иногда не получается подключиться к уроку. А так все вполне прилично, считает мама. Урок идет по видеосвязи, как обычно — спрашивают тему, дети отвечают, в ответ получают оценки и следующие задания.
К слову, почти для всех педагогов, родителей и учеников основным ресурсом все же остается соцсеть Facebook. Именно там учителя выкладывают домашние занятия и ведут с детьми общение.
«На этом этапе, конечно, пока присутствует «стадия легкого бардака». Но это и понятно, ведь все мы пребываем в шоке от происходящего, пандемии и связанных с ней последствий. Так что нужно ко всему относиться с максимальным терпением», — говорит Анастасия.
Онлайн-поколение
Выяснилось, что и к карантину, и к онлайн-обучению легче родителей адаптировались старшеклассники. И в этом есть определенная логика: подростки лучше взрослых разбираются в технологиях и проще приспосабливаются к этому процессу.
Мариам Батиашвили — ученица девятого класса. По ее словам, онлайн-общение для нее не новшество. И до карантина они имели общий чат в Интернете, в котором можно было узнать все о последних заданиях и новостях в школе.
«Если кто-то из нас, к примеру, заболевал или по какой-то другой причине не мог прийти в школу, то он просто писал в чат. Одноклассники или педагоги сразу же отправляли ему задания. Это уже давно апробированный метод, который хорошо работает. Нам несложно учиться по онлайн-урокам. Если что-то непонятно, можно в любое время спросить у педагога и получить ответ. Так что все нормально. Единственное — мы очень скучаем друг по другу, хочется, чтобы этот вирус наконец-то исчез и мы смогли вернуться к обычному образу жизни», — надеется Мариам.
Новая задача педагогов
Вновь влюбить детей в себя, но уже дистанционно – вот перед какой задачей оказались педагоги, считает доктор психологических наук, социолог, писатель, президент Международного центра гуманной педагогики Паата Амонашвили.
Он просит педагогов проявить больше чуткости в отношении детей, потому что они оказались в совершенно новой и не знакомой для них обстановке.
«Дети, которые настроены на общение с учителем, они и дистанционно будут продолжать общаться, а если учитель унылый и нудный, и просто зачитывает какой-то текст через экран, то его, естественно, не будут слушать. Такого учителя не слушают и в классе, и тем более не будут слушать онлайн, когда у ребенка есть возможность отвлекаться на другие вещи», — сказал Амонашвили .
По мнению эксперта, важную роль в новой учебной реальности детей теперь играют родители. Как считает Амонашвили, многие из мам и пап именно сейчас могут подключиться к школьной жизни своих детей, если этого не происходило раньше.
«В общем, главное — чуткость педагогов и внимание родителей. Тогда для детей онлайн-обучение будет таким же интересным, как и другие формы», — уверен Паата Амонашвили.
Настольные игры — одна из самых хороших форм общения с детьми в период карантина, подчеркивает психолог. Школьникам также необходимо помочь составить четкое расписание дня и придерживаться его.
«Что касается учеников начальных классов, то там другая психология, разумеется, тут другие интересы. Эти дети больше времени посвящают компьютеру из-за того, что он дает им ощущение взрослости, свободы, к чему они очень стремятся», — отмечает Амонашвили.
В любом случае специалисты призывают родителей сохранять спокойствие в это непростое время. Ведь их адекватное, сдержанное и рассудительное поведение напрямую связано с эмоциональным состоянием детей.
«Спокойный настрой ума и спокойное сердце — это одна из самых лучших дополнительных пилюль от всех болезней. Поэтому давайте эту витаминку дадим сначала себе, и потом она сама передастся нашим детям», — резюмирует Амонашвили.
Между прочим, домашняя форма обучения или же семейное образование – это не какое-то ноу-хау. Во многих странах именно родители берут ответственность за образование своих детей. Бывают случаи, когда семьи объединяются и находят одного учителя для своих детей.
Более того, исследования показывают, что эти дети получают даже лучшие знания, чем в обычной школе. Поэтому примеры подобной формы обучения являются доказательством того, что даже дома, даже в условиях карантина и злополучной пандемии можно продолжить учиться, не отставать от программы и продолжать развиваться, несмотря ни на что.