В Ниноцминдском муниципалитете в настоящее время остался всего один ветеран Второй мировой войны – Вачаган Андриасян, который живет в селе Джиграшен Нионцминдского муниципалитета.
В Ниноцминдском муниципалитете есть два музея, где есть отдел, посвященный ветеранам Второй мировой войны — это Краеведческий музей города Ниноцминда и Этнографический музей села Сатха имени Альберта Исояна. Почти во всех селах и в городе Ниноцминда есть памятники, посвященные Второй мировой войне, куда каждый год 9 Мая идут жители и чтят память погибших в войне 1941-1945 годах.
Хотя в муниципалитете осталось один ветеран, но память почитают их сыновья и дочери, внуки и правнуки..
9 Мая Арменак, как и большинство жителей с фотографиями дедов принимали участие в шествии и посещал мемориалы ВОВ. Хотя в этом году не было масштабных мероприятий в связи с непростой эпидемической ситуацией, всё равно он посетил памятник, соблюдая все ограничения, предусмотренные законом.
Дед Арменака Бдояна, которого знали, как Седрак Седракович, родился в 1903 году. Он был призван в армию в 1942 году. В то время у него было семеро детей: три дочки и четыре сына. Старшей было 12 лет, а младшему 20 дней от роду. Рассказывая о дедушке Арменак еле сдерживал слезы: “Дед служил в Таманской дивизии, воевал в битве за Кавказ и был тяжело ранен. В последний раз его видели в городе Туапсе. Он умер в госпитале. Получили известие о смерти в Богдановке, но никто не знал, где он был похоронен. В извещении было написано: город Туапсе братская могила №14″. В 1987 году внук Арменак поехал в Туапсе, чтобы найти могилу дедушки. Придя на кладбище, нашёл женщину, которая там работала в то время и показал документы.
«Она сказала, что это не отдельная могила, а №14 означает, что он был 14 по счету похороненный. Когда она узнала, что дед умер в госпитале, отметила, что он похоронен голым. Те кто в госпитале умирали их одежду стирали и отправляли на фронт, а их хоронили голыми. А те, кто умирали на поле боя, их привозили и хоронили в одежде. Была вырыта яма 4 на 7 метров, куда мертвых складывали по ряду друг на друга и засыпали землей. И в этой братской могиле похоронены более 1000 солдат». После, по совету этой женщины Арменак обратился в местный военный комиссариат. С архива сняли все документы и только там Арменак узнал, что дед по документам был Гарслян Седрак Седракович. Вернувшись в Грузию, Арменак привез с собой все документы и землю с того кладбища и считает, что дед похоронен в Ниноцминде. «Спасибо нашим дедам за Победу и мирное небо над головой. Никто не забыт, ничто не забыто».
Карен Варданян житель города Ниноцминда с гордостью вспоминает рассказы своих дедов фронтовиков, которых уже много лет как нет живых.
Карен рассказал нам одну из наиболее запоминавшихся из историй рассказанных ему дедом Агваном Варданян о том, что ««Дед, однажды ночью он сидел у коммутатора в штабе полка и обеспечивал надежную связь командования полка с батальонами. Вдруг слышит по телефону разговор на немецком языке. Сразу доложил об этом командиру роты, капитану, который приказал проверить линию. Дед, взяв две гранаты, автомат, отправился выполнять задание. И оказалось, что фашисты воспользовавшись тем, что была ночь, пробрались в район расположения полка и подсоединили свой кабель к линии советских войск.
Дед же по ошибке оторвал свою линию и пошел вперед по фашистской. Пройдя некоторое время, услышав немецкий разговор, понял, что заблудился, сразу повернул обратно и быстро возвратился к месту подсоединения. Присоединил свою линию и оторвал вражескую. В это время видит, что два фашиста, которые видимо спали под сосной и которых он не заметил, вышли проверять свое подсоединение. Дед начал стрельбу. Одного убил, а второй сдался. И так его доставил в часть». Об этой истории написано и в книге «Один день войны», где напечатаны знаменательные истории фронтовиков. После демобилизации из рядов Советской Армии Агван варданян приехал в Богдановский район и занимался педагогической деятельностью. Награжден многими боевыми медалями.
Другой мой дед Арташес Овсепян также был фронтовиком, который дошел до Берлина и был ранен там. Его забрала старая женщина и вылечила. До сегодняшнего дня в их доме есть святыня, которая по словам деда, спасла ему жизнь.
Также представляем воспоминания Мосояна Аршака Семёновича о прохождении военной службы в годы ВОВ. «Самые трудные годы войны для меня и моих однополчан — 1942-1949гг. Нас пятерых из села Ходжабек призвали служить в ряды Советской Армии. Наша служба проходила на Дальнем Востоке. После тяжёлых напряжённых дней службы в учебке нас направили служить на разные заставы. Вачаган Подоглян продолжил службу на заставе Союзный, Спиридон Стамболцян -на заставе Хинган, Вараздат Саакян — на заставе Пузино, я -Аршак Мосоян -на заставе Сталинск, а Сарибек Арзуманян остался в распоряжении комендатуры. После разгрома немецких фашистов, обстановка на Дальнем Востоке осложнилась, японские самураи стали часто нарушать государственную границу. Службу мы несли очень бдительно и усиленно. В летнее время 1944 года застава получила сведения, что ожидается нарушение госграницы. Меня, как старшего наряда и ещё двух рядовых товарищей направили в наряд. Вдруг мы заметили, что через реку Амур переправляется лодка и в ней два человека. Мы расположились так, чтобы их задержать, однако после выхода на берег мы не смогли заставить их сдаться. Они скрылись в густом лесу, и это вынудило нас открыть огонь. Послышалась стрельба и с их стороны. Нам с большим трудом удалось их ранить. Вообще у пограничников имеется цель и задание — стараться задержать нарушителя живым. После долгого сопротивления противник сдался, однако один из нас был ранен. У нарушителей изъяли взрывчатку, гранаты, пистолеты, японские фотоаппараты. Всех нас троих наградили медалью «За отвагу» и благодарностью от командования Дальневосточного краснознаменного пограничного отряда».
О Второй мировой войне рассказывают выставленные различные старинные экспонаты: быт, культура, сельское хозяйство, война и литература, в том числе коллекции, собранные самим Альбертом Исояном.
В этнографическом музее села Сатха есть два памятных шиитов: в одном — фотографии вернувшихся из войны людей, а в другом — фотографии тех, кто погиб на поле боя.
Во II мировой войны из села Сатха приняли участие 580 человек, из которых 138 не вернулись.
«По возможности мы собрали экспонаты, каски письма документы, медали. С трудом смогли собрать вещи, принадлежавшие генералу Гиносяну. В музее есть подарок от маршала Захарова — часы, которые маршал подарил генералу Гиносяну”,- рассказывает Альберт Исоян — поэт, этнограф, педагог.
Гиносян Степан Ильич, генерал-лейтенант из села Сатха. В годы Великой Отечественной войны был начальником оперативного отдела штаба 33-й армии, затем начальником штаба 49-й армии. Награжден орденами Красного Знамени, Ленина, Красной Звезды, Александра Суворого, Кутузова I и II степени и в том числе и иностранными орденами и медалями.
В Ниноцминдском муниципалитете во время войны 1941-1945 года насчитывалось около 30 000 жителей. Из них более 5 000 уехали на фронт. Около 2000 не вернулись.
Мы не смогли рассказать истории всех ветеранов Второй мировой войны, но напишем в последующих материалах.
Над материалом работали журналисты радио NOR Гаруш Арзуманян, Борис Карслян и Анаит Залалян.